RSS лента

Ужесточение правил на получение «Алтын Белгi» может демотивировать детей - психолог

  • 27.08.2021, 16:51,
  • 1 420
  • 0
  • Автор: NTleukesh
Автор фото: uralskweek.kz

Как известно, Министерство образования планирует ужесточить требования для получения «Алтын Белгi». В частности, от претендентов на золотую медаль будут требовать наличия пятерок по всем предметам в каждой учебной четверти каждого учебного года с 5 по 11 класс. Сейчас почетная награда вручается школьникам лишь с учетом годовых оценок.


О том, как могут повлиять ужесточенные правила на школьников, корреспонденту Turan Times рассказала детский психолог, магистр социальных наук, член ассоциации психологов Республики Казахстан Анастасия Стеблянко.

- Анастасия Юрьевна, расскажите, какие обычно трудности и изменения переживают дети 11-17 лет (5-11 класс)?


- Всем известно, что это как раз переживание самого яркого времени, подросткового возраста, и здесь все «прелести» связаны с этим возрастом. Это и вопросы, связанные с самооценкой, и вопросы, связанные с умением пользоваться своей эмоционально-волевой регуляцией. Это считается одним из самых трудных периодов жизни, потому что очень много закладывается в этом возрасте важных психологических элементов личности. Если бы я сейчас стала подробно перечислять их, то боюсь, мне бы понадобилось много времени. Это довольно большая глава возрастной психологии. Ограничусь тем, что это и правда очень важный и сложный период, и устойчивость личности в этом возрасте зависит от многих внешних воздействий.



- Какие факторы в этот период обычно влияют на успеваемость школьников? Часто ли их психологическое состояние сказывается на учебе, или оно играет ключевую роль?


- Я бы начала с конца, психологическое состояние ребенка в этом возрасте играет ключевую роль. Как я уже сказала, с 5 класса ребенок уже умеет пользоваться своей эмоционально-волевой регуляцией, то есть фактически у ребенка уже сформировалась сила воли, и ребенок начинает применять ее в частности в учебе. Учеба в этом возрасте – довольно большой отрезок жизни. Если говорить про факторы, то это безусловно отношения со сверстниками, отношения с родителями, отношения с учителями, педагогами. Это то, что влияет на успеваемость. Если ребенок переживает какие-то сложности, связанные, например, с семьей или с буллингом в школе, то это серьезно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение. По крайней мере, это то, что, я бы сказала, входит в первую тройку запросов, когда родители приводят ребенка ко мне на консультацию.


Про отличников хотелось бы сказать отдельно. Я убеждена, что дети не становятся отличниками сами по себе, вот именно сегодня, в современной школьной системе. Чаще всего дети становятся отличниками благодаря родителям или вопреки их воспитанию. То есть либо потому что родители их сильно поддерживают или настаивают, потому что в начальных классах ребенку давалось обучение хорошо, и родители увидели этот потенциал и настаивают, чтобы ребенок продолжал учиться хорошо. А то, что я назвала вопреки – это если родители наоборот сильно сомневаются в успехах ребенка, а ребенок довольно талантлив, то тогда (я называю это «движутся по антисценарию») дети «назло» родителям учатся хорошо. К сожалению, добровольно, даже если ребенок довольно хорошо интеллектуально развит, и без особого участия родителей дети редко бывают отличниками. Это связано с тем, что на самом деле кроме учебы, если ребенку давать возможность погружаться в разные сферы жизни, обычно это погружение не в учебу. Это какие-то хобби, это то, что ребенку реально нравится. Поскольку учеба все-таки требует довольно много усилий, то дети по собственной воле в современном школьном образовании не становятся отличниками, к счастью или к сожалению.


Тут же возникает вопрос: а что было раньше, например, в советской системе? Я бы сказала, что и родители были другие, и дети были другие, и образование было другое по подходу к ребенку. В той же самой, например, советской школе родители не контролировали учебу детей, как это сегодня происходит, но возможность быть отличником сохранялась, потому что было много перекликаний в образовательной системе с уровнем психологической зрелости ребенка. Сегодня, к сожалению, в современном образовании вот эта связь взросления личности и возрастание нагрузки разнится.


- Как, по-Вашему, могут повлиять ужесточенные требования к претендентам «Алтын Белгi» на детей? Могут ли они демотивировать отличников или же послужат стимулом?


- Помните, я сказала, что родители сегодня очень сильно помогают детям быть отличниками. Это не значит, что родители делают уроки или что-то подобное, но родители сильно вдохновляют и мотивируют. Я бы сказала, что ужесточение этих требований, скорее, могут сильно повлиять на отношения ребенка и родителя. Вот это, пожалуй, ключевой момент. Потому что если родитель, условно, стремится к поступлению ребенка на грант или к получению определенных стипендий в ВУЗах и готовит к этому ребенка заранее, мотивирует ребенка быть отличником, то усложнения критериев могут серьезно сказаться на отношениях именно детей и родителей. Потому что, если у родителей есть определенные планы, а планка требований изменилась, безусловно, родители будут требовать от детей соответствовать этой планке. Если же у ребенка нет собственно определенных возможностей… Давайте честно, ребенок не может быть отличником в каждой четверти, потому что могут быть сложности, связанные со здоровьем, с психологическим состоянием, особенно в подростковом возрасте. Вот здесь появляется важное подводное течение, то есть фактически родитель такого ребенка будет лишать того самого подросткового детства, возможности быть относительно свободным, заниматься еще чем-то кроме учебы. Я думаю, что слишком высока цена получения этого статуса «Алтын Белгi».


Спрашиваете, могут ли изменения демотивировать отличников? Однозначно могут, могут демотивировать и отличников, и их родителей. В результате, ребят, которые реально получат золотую медаль по окончанию школы – их будет ровным счетом ноль, или в этом месте возникнет еще одна система коррумпирования, ну простите за откровения.


- Насколько устойчивы дети в этом возрасте к давлению со стороны учителей, родителей, требующих от них хороших оценок?


- Хороший вопрос. Я бы сказала, здесь палка о двух концах: с одной стороны – именно взрослые, в частности родители, являются мотиватором для ребенка; но когда мотивация перерастает в давление, под угрозой становятся именно отношения. Понимаю, что для учителей, администрации школ выращивание отличников – это что-то для рейтинга школы. И я понимаю, что учителя пестуют, культивируют своих отличников, поэтому тогда требования к отличникам внутри школы будут, скорее всего, значительно снижены. Это история про внутришкольный конфликт. С одной стороны, родители очень сильно требуют, чтобы ребенок получил статус золотого медалиста, а с другой стороны – можно особо не стараться, потому что, как говорится, заработал себе авторитет, и учителя уже будут этот авторитет поддерживать. Вот такая интересная история, по крайней мере, я это вижу.


Возвращаясь к вопросу устойчивости, я понимаю, что у взрослых всегда гораздо больше инструментов оказывать давление на ребенка. Дети неустойчивы к давлению, и как результат можно получить яркий протест из разряда «ничего не буду делать для тебя». Но можно получить и обратную историю, когда ребенок прогибается, соглашается на все – это все про переломы личности. А для чего тогда нужны такие золотые медалисты, то есть ребенок, у которого есть золотая медаль по окончанию школы, но при этом такое существо совершенно безвольное, которое говорит «слушаюсь и повинуюсь»? У меня много протестов и возмущений возникает в ответ на такой способ формировать личность.


- Насколько быстро подростки адаптируются к новым условиям в школе, к новой школьной программе, новым учителям и другим подобным изменениям?


- Мне отдельно хочется сказать про год дистанционного обучения. Это был серьезный переворот в жизни детей любого возраста, особенно в жизни детей первоклассников и пятиклассников, когда есть такой переходный момент. Потому что у меня количество клиентов, которые приходят с жалобами, что дети не тянут дистанционное обучение, значительно подросло. На самом деле, оно не всегда подходит учащимся, потому что нужно сильно себя мотивировать, держать себя в определенном тонусе, определенный уровень самодисциплины. Я бы сказала, что весь прошлый год дистанционного обучения был провален. Ко мне обращаются очень много родителей, до сих пор продолжают обращаться с вопросами о том, что у ребенка повысилась тревожность на фоне обучения, повысилось нежелание ходить в школу, потому что есть страх из разряда «я ничего не смогу, у меня ничего не получится, я целый год пропустил». Эта тревожность, я бы сказала, сегодня лидер обращений, с которыми приходят ко мне. Я не могу сделать большой срез, но я работаю 12 лет и понимаю, что за это время именно с этими запросами тревожности по поводу уровня своего образования ко мне в этом году обращались очень много.


К вопросу о том, насколько быстро подростки адаптируются к новым условиям, я бы сказала, что если эти условия подготовлены заранее, и если эти изменяющиеся условия довольно плавные, то тогда адаптироваться может любой. Но если это резкие изменения без подготовительных условий, то тогда это может служить сильным ударом. Опять же, приведу обычный пример, как дети реагируют, переходя из 4 в 5 класс. В 5 классе очень много изменений в отличие от начальной школы. Это трудный переход, но если его готовит учитель в 4 классе, если рассказывает детям про этот возможный переход, и если ребенок приходит в 5 класс, а ему рассказывают, как это будет происходить, готовят его к этой самостоятельности, то дети довольно благополучно проходят этот период. Но если подобных подготовок нет, то это может вызвать серьезный стресс у ребенка, который в свою очередь вызывает тревожность, повышенный уровень психологического напряжения и повышает риски у детей, у которых, скажем так, есть тенденции к расстройствам личности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости