Алина Агаева. Выпуск 2021.
По словам Алины, «Алтын Белгi» помог ей поступить в желаемый ВУЗ на грант. «Ребят с равными баллами ЕНТ было достаточно много. Я это увидела в списках, и тогда поняла, что здесь «Алтын Белгi» сыграл большую роль. Он дает преимущественное право при равенстве баллов, то есть в этой ситуации он мне действительно помог», - говорит она.
Собеседница признается, что получение заветной медали стало стимулом и хорошей мотивацией для дальнейшего саморазвития, а также придало уверенности в себе и своих силах.
Говоря о предлагаемом министерством ужесточении требований к претендентам на «Алтын Белгi», Алина вспоминает, что сама когда-то училась по таким условиям.
«В процессе учебы я думала, что мне нужны оценки «5» в каждой четверти. По итогу, оказалось, что только годовые. Могу сказать на своем примере, что это очень волнительно, на самом деле, а особенно с новой системой, с СОР и СОЧ. И ребята начинают очень много нервничать по этому поводу. Но я считаю, что отбор должен быть более тщательным, поэтому все-таки считаю, что они нужны (прим. – новые изменения в требованиях)», - поделилась она.
На вопрос корреспондента о том, какие рекомендации можно дать министерству, обладательница почетного знака отметила, что можно рассмотреть возможность введения требования о наличии научных проектов у претендентов на «Алтын Белгi».
Мадина Бекбергенова. Выпуск 2018.
«Я окончила школу в 2018 году со знаком отличия «Алтын белгi». Данная привилегия помогла мне поступить в университет на бесплатной основе, чему я очень благодарна, однако, увы, не на желаемую специальность», - говорит Мадина.
Тем не менее, по словам собеседницы, всякое хорошее отличие от других мотивирует человека и дальше усердно трудиться, добиваться новых поставленных целей. «Если, будучи школьником, ты уже четко представляешь границы своих возможностей и активно их развиваешь, то и дальше будешь идти по жизни с уверенностью, что всякий упорный труд вознаграждается (в данном случае - золотой медалью)», - считает она.
Однако, как подчеркивает обладательница «Алтын Белгi», в большинстве своем для людей виден только результат, тогда как за ним стоит огромное количество усилий: терпение, усидчивость, распределение приоритетов, слезы, а также порой давление со стороны окружающих, которые заведомо ждут от ребенка хорошего результата. «Опираясь на свой опыт, мои сложности заключались в том, что в какой-то момент получение этой самой заветной медали стало чуть ли не главным желанием в моей жизни, а оттого другие сферы начинают претерпевать неудобства. Сегодня я бы пожелала тогдашней себе безусловно уделять большое внимание учебе, однако не забывать, что наличие медали не характеризует тебя как человека, также, как и ее отсутствие», - отметила Мадина.
По ее мнению, новые изменения, предлагаемые МОН РК, несколько несправедливы по отношению к школьникам, ибо теперь нагрузка на предполагаемых медалистов увеличится вдвое, тогда как они уже наверняка отказались от многого в пользу еще одного репетитора по математике и дополнительным урокам по химии.
«Как известно, нельзя быть идеальным во всем - это правило также здесь применимо. И благодаря этому у каждого бывало, что порой да и выходила одна четверка в четверти. И это нормально, ибо нельзя одновременно прекрасно читать стихи Пушкина, а после блестяще решать тригонометрические уравнения! У каждого с рождения врожденные способности, определенный склад ума, и это нельзя изменить, но можно попытаться усовершенствовать. Ученик, идущий на медаль, но получивший четверку в четверти, это понимает, а значит, сделает выводы и обязательно подтянет этот предмет. В кейсе же, где мы принимаем данный закон, у учащихся пропадает мотивация это делать, пропадает мотивация стараться, ведь они уже понимают, что та самая пресловутая медаль им не светит. Отличники определяют атмосферу всего класса, а когда даже они потеряют заинтересованность в учебе, то о детях с низкой успеваемостью не может быть и речи», - пояснила она.
Мадина призвала помнить, что учащиеся – это все еще дети, которые еще не до конца сформировались как личности, и без того сталкиваются с трудностями.
«Быть отличником - это не только сидеть за первой партой и получать одобрение учителей, но, помимо этого, это постоянные высокие ожидания от окружающих, отсутствие права на ошибку (при принятии нового закона это еще больше усугубляется), а также некоторое «особое» отношение к тебе от сверстников» - добавила она.
Дина Омарова. Выпуск 2014.
Как вспоминает Дина, золотая медаль помогла стать ей одной из первых среди претендентов на грант при поступлении в ВУЗ. Высокие баллы на ЕНТ, по ее словам, набрали большое количество абитуриентов, однако благодаря «Алтын Белгi» ей удалось «зацепиться» за грант.
Тем не менее, в дальнейшем этот почетный знак, по ее мнению, не влияет на человека. «Нам в университете сразу объяснили с «Алтын Белгi» или без «Алтын Белгi», все на равных. Поэтому «Алтын Белгi» – это такой знак, просто отлично завершить свою учебу в школе, доказать себе. Это как медаль за первое место в велогонке какой-нибудь. Она же дальше тебе сильно жить не помогает, но она доказывает, что ты чего-то когда-то до этого добился», - считает Дина.
В процессе учебы могут возникать и необъективные препятствия на пути к получению золотой медали, отмечает она. «Во-первых, есть личный фактор. Нам повезло, что у нас решающим был ЕНТ, то есть нас подавали на «Алтын Белгi» при учете, что у нас за все четверти пятерки были, и помимо этого нужно было сдать все предметы на ЕНТ на пятерки. ЕНТ – это независимое тестирование, там нет человеческого фактора», - говорит Дина. В ее классе, как вспоминает собеседница, было 6 претендентов на «Алтын Белгi», из них трое провалились на ЕНТ, получив тройки по некоторым предметам. Они не получили свою медаль, несмотря на то, что учились с 1 по 11 класс на одни пятерки.
«Ну, а когда сдаешь государственные экзамены, там, наверное, либо тебе школа помогает, либо наоборот завалит, если ты по каким-то причинам не понравился. У меня таких сложностей не возникало», - добавила она.
По ее мнению, новые требования МОН РК не сильно изменят нынешнюю ситуацию. «Раньше было сложнее получить золотую медаль, потом резко упростили требования, но при этом усложнили ЕНТ, а теперь «Алтын Белгi» идет вне этих всех экзаменов поступления в университеты. С одной стороны, это очень хорошо, но с другой стороны опять же присутствует человеческий фактор. Но, конечно, когда требуют пятерку в каждой четверти, тоже есть сложности, тут тоже могут играть различные человеческие факторы. Мне в четвертом классе учитель русского языка поставила четверку в четверти за почерк, которая была одна единственная, и за почерк, не за грамматику или другое. Такое может навредить ребенку. Это очень большое давление. Тем более если эту информацию неправильно сейчас подадут, напугают детей. С нас тоже требовали пятерки в каждой четверти, но это так не афишировали и не было давления», - поделилась обладательница золотой медали.
Вместе с тем, она добавила, что получать пятерки в каждой четверти с 5 по 11 класс – это не так сложно, однако сейчас программа другая. «Если дети действительно хотят учиться, то думаю, это несложно получить все «5» в четверти. Это естественный отбор. Это несложная система: плохо учишься – плохие оценки, хорошо учишься – хорошие оценки, отлично учишься – отличные оценки. Это не трагедия и не что-то такое грандиозное», - подметила Дина.
Собеседница считает, что министерству необходимо вернуть независимые итоговые экзамены, которые бы стали действительным подтверждением знаний отличников.
«Я бы могла порекомендовать государственные экзамены проводить вне школы, чтобы уменьшить риск человеческого фактора. Они могли бы проводиться в университетах, в независимых областях, на чужой территории – и тогда подтверждение золотой медали было бы действительно достойным», - заключила она.
Наурыз (имя изменено). Выпуск 2014.
«Да, «Алтын белгi» помог поступить в университет, куда я планировал и на желаемую специальность. Но «Алтын белгi» имеет большое значение только при поступлении в ВУЗ, а дальше уже важны оценки в университете (GPA). Но думаю, что наличие золотой медали для меня сыграло определенную роль, когда я искал работу и подавал документы на стажировку», - делится Наурыз.
Но собеседник признается, что были определенные трудности по отдельным предметам, которые он был вынужден подтягивать во вне учебного времени: «У меня были проблемы с физкультурой, не всегда получалось сдавать нормативы на 5-ки, приходилось в свободное время бегать, подтягиваться, чтобы получить пятерки по экзаменам».
Новые требования министерства образования, по словам Наурыза, могут создать дополнительный стресс для ребенка. «Учеба будет гонкой за оценками, а не за знаниями. Раньше, получив четверку за одну четверть, можно было ее исправить в течение года, получив пятерки в остальных четвертях. Да и к тому же, если ученик заболел или ввиду других объективных обстоятельств не смог получить пятерку за четверть, нужно лишить его возможности получения «Алтын белгi»? Как-то сурово», - считает собеседник.
Кроме того, Наурыз также считает необходимым оставить независимое тестирование, которое должно подтверждать получение «Алтын белгi». «Считаю, что нужно вернуть предыдущее правило о том, что «Алтын белгi» нужно подтвердить на ЕНТ. В чем смысл золотой медали, если ученик на ЕНТ набирает низкий балл и не может никуда поступить на грант? Ценность медали в таком случае падает», - говорит он.
Асель Касенова. Выпуск 2010.
По словам Асель, ее мечтой было стать специалистом в области международных отношений или права, но для получения гранта ей не хватило заветных двух баллов по итогам ЕНТ. «В итоге, я выиграла грант на специальность «Переводческое дело». Изначально я была очень огорчена результатом конкурса грантов, но я понимала, что глупо отказываться от такой возможности. В ходе обучения я поняла, что поступление на переводчика было не таким уж неудачным выбором, как казалось изначально, и в итоге я получила мощнейшую базу для получения работы своей мечты», - признается она.
Однако, как отмечает собеседница, золотая медаль лишь стала логичным результатом многолетней дисциплины и кропотливого труда, и в дальнейшем, после поступления в ВУЗ, не играла определяющей роли.
На пути к получению заветной награды, как сообщила Асель, у нее серьезных сложностей не возникало. «Я думаю, что основная причина провалов на ЕНТ – это колоссальное давление на выпускников со стороны родителей, преподавателей, наставников. Выпускники, стараясь оправдать ожидания других людей, начинают нервничать во время тестирования и заранее думать о результатах, а в этот момент необходимо абстрагироваться от всех неуместных мыслей и эмоций и сосредоточиться на тесте», - считает она.
По мнению собеседницы, ужесточения, предлагаемые министерством образования, должны вводиться не сразу, а постепенно. «Я думаю, что вносить такие кардинальные изменения нужно поэтапно. Если и вводить их, то должны они касаться учеников, заканчивающих начальную школу, чтобы, поступая в 5 класс, ученики уже знали об изменениях. Ведь сейчас многие претенденты автоматически отсеются с одной «четверкой» в четверти, хотя они усердно учатся, надеясь получить заветный значок», - пояснила она.
Асель отмечает, что с каждым годом процедура отбора и сдачи самого тестирования совершенствуется. Правила, действительно, ужесточаются, но на это, по ее словам, есть очевидные причины. «Как говорил сам министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в одном из своих интервью: «количество обладателей знака ежегодно растет в геометрической прогрессии, а показатели знаний на ЕНТ не самые высокие». Сейчас претендентов рассматривают на уровне областных управлений образования, что исключает возможность включения в список выпускников, не соответствующих требованиям. Я думаю, что изменения неизбежны, поскольку вся система образования, в целом, меняется из года в год, важно внедрять их поэтапно», - заключила она.