Например, в Мажилис по одномандатным округам свои кандидатуры выдвинули 609 человек, однако к концу агитации количество претендентов сократилось почти на треть. Одни не смогли внести оргвзнос, другие - оформить декларацию, третьи же нарушили законодательство во время агитации.
«Я уже наблюдаю среди кандидатов, особенно самовыдвиженцев, всплеск гражданской позиции. Причем, наблюдаю даже среди тех, кто никогда политикой не занимались. Но тут есть и свои минусы, потому что такая активность, не подкрепленная целенаправленными действиями, заручением поддержки какого-то круга людей, пусть даже друзей, родственников, привлечением ресурсов, показывает, что надо готовиться», - описал эту ситуацию на Youtube-канале SPIK политолог Андрей Чебаторев.
Одними лишь процедурными недочетами ошибки кандидатов не ограничиваются. В электоральной кампании участвуют популярные в социальных сетях комментаторы, особенно их много в Астане и Алматы. Некоторые из них, несмотря на самые искренние намерения войти в Мажилис, решили не проводить полноценную агитацию и ограничились лишь собственными страничками в соцсетях.
Проблемой этой может стать потому, что среднестатистический казахстанец очень плохо разбирается в политике. И для многих избирателей популярные в протестных кругах социальных сетей деятели, могут оказаться совершенно незнакомыми.
«Если вы походите по улице и будете спрашивать, как зовут премьер-министра, который появляется во всех СМИ каждый день, большинство не скажет, как его зовут. Я уж не говорю про обычных политиков. Классика политтехнологий гласит, что первую треть кампании ты тратишь время только на то, чтобы тебя узнали. Потом разъясняешь программу. И на третьем этапе мотивируешь идти на выборы», - объясняет Марат Шибутов.
Исходя из этого, те, кто не проводил достаточно активную агитационную кампанию могут оказаться не у дел: массовый избиратель, который не пользуется Facebook о них просто не узнает.
Еще одной проблемой является то, что главные оппозиционные кандидаты сосредоточены в двух городах. Поэтому они отгрызают друг у друга электорат, и победит тот, кто был наиболее активен в этой борьбе и каждой поднимаемой проблемой бил в самое сердце избирателя.
С последним пунктом могут возникнуть сложности у другой известной медиаперсоны Армана Шураева. Безусловно, на Левом берегу Астаны найдутся люди, сочувствующие Украине, а именно о ней большую часть времени говорит на своих соцсетях Шураев, но является ли эта тема для них первостепенно важной? С другой стороны, такая озабоченность проблемами другого государства может оттолкнуть избирателя, тем более, что Шураев всю избирательную кампанию фотографируется в военной форме с украинским гербом на груди и украинским флагом на плече.
По итогам текущей избирательной кампании выводы должны будут сделать все. На основании распределения голосов метящие во власть политики должны будут осознать, что на самом деле волнует рядового казахстанца и как до него достучаться. Избиратели из-за широкой палитры кандидатов смогут более четко сформулировать свои интересы. Задача государства – обеспечить прозрачные и честные правила игры, чтобы обеспечить полноценную взаимосвязь первых и вторых.
Дисклеймер от редакции Turan Times: https://turantimes.kz/o-proekte.html