Помимо действующего президента Касым-Жомарта Токаева, наиболее подробно объяснил свою предвыборную программу Мейрам Кажыкен.
Один из наиболее острых вопросов современного Казахстана – это государственный язык и его статус. Кажыкен обещает, что казахский язык получит развитие без ущемления языков других этносов Казахстана. Система мер поддержки будет делиться на две группы: мотивирующие граждан использовать казахский и требующие от них этого. Последние будут применяться в сфере государственных услуг, работы госорганов и так далее. Кажыкен обещает толерантное и бесконфликтное существование разных этносов.
Все это подразумевает, что на бытовом уровне каждый гражданин Казахстана будет пользоваться тем языком, каким ему удобно, без всякого ущемления. Для людей же, заинтересованных в работе на государственной службе, владение казахским языком будет обязательным. В целом подобная система выглядит достаточно сбалансированной: для граждан создается толерантная среда, в которой каждый будет себя чувствовать комфортно вне зависимости от предпочтений в языке.
Действующий президент Токаев придерживается схожих позиций. Он обещает равный доступ для школьников к знаниям вне зависимости от языка обучения, а также развитие государственного языка одновременно с борьбой с любыми формами дискриминации. Жигули Дайрабаев обещает повысить статус казахского языка, его проникновение в делопроизводство и повседневную жизнь. Каракат Абден в общих чертах упоминает поддержку национальных ценностей и традиций, а Нурлан Ауесбаев и Салтанат Турсынбекова не уделили внимание этому вопросу.
В области образования Кажыкен обещает повысить качество образования в сельских школах и преодолеть разделение школ на элитные и простые. По мнению кандидата, это создает предпосылки для разделения детей по имущественному признаку. Невозможно отрицать факт социального расслоения, начинающего еще со школьной парты.
Каракат Абден и Жигули Дайрабаев в вопросе образования больше внимание уделяют патриотическому воспитанию и сохранению традиционных ценностей. Салтанат Турсынбекова вкратце упоминает о строительстве социальной инфраструктуры, в том числе и школ. Нурлан Ауесбаев обещает построить столько школ, сколько потребуется. Касым-Жомарт Токаев уделяет внимание вопросу доступности образования: предлагает перевести учебные материалы в цифровой формат, запустить программу аренды для детей, не имеющих компьютеров, построить детские лагеря и предоставить возможность бесплатно посещать спортивные секции или кружки.
В вопросе государственного управления Кажыкен настаивает на децентрализации системы. Каждый уровень исполнительной власти (районный, городской, областной) должен быть наделён бюджетом, рассчитанным не на количестве налогоплательщиков, а на уровне расходов необходимых для исполнения государственных обязательств.
Такую инициативу можно только поприветствовать: в Казахстане существует ряд регионов, которые вносят значительный вклад в государственный бюджет, однако обратно получают слишком мало средств для развития. Подход Кажыкена поможет вывести такие области из категории депрессивных и предотвратит переход в этот статус других областей.
Развитие гражданского общества Кажыкен видит через призму организаций. Так, он делает акцент на профсоюзах: по его мнению, это наиболее многочисленная прослойка гражданского общества, у которой, однако, количество не конвертировалось в качество. Кандидат обвиняет их в пассивности и нежелании защищать интересы своих членов. Трудно не согласиться с утверждением о беззубости профсоюзов, хотя в теории именно на них лежит задача по повышению безопасности и улучшению условий труда. Безусловно, сильные профсоюзы помогли бы избежать многих трагедий и снизить уровень конфликтности в обществе.
Ключевой тезис Касым-Жомарта Токаева – это Справедливый Казахстан, объединяющий многочисленные реформы в политической системе госудасртва. Жигули Дайрабаев предлагает строить степную демократию, Нурлан Ауесбев – перейти к парламентско-президентской форме правления. Салтанат Турсынбекова фокусируется на вопросах защиты прав человека и совершенствования законодательства.
Последствия пандемии и санкционный режим против России создают серьезные вызовы для экономики Казахстана.
Мейрам Кажыкен предлагает пересмотреть сотрудничество с иностранными компаниями: сократить их число в сфере недропользования и наоборот оказывать поддержку в проектах, направленных на технологическую модернизацию. Помимо этого Кажыкен выдвигает инициативу построить в южном Казахстане макротехнологический холдинг, состоящий из множества компаний, производящих продукцию гражданского и военного назначения.
Инициатива кажется очень интересной, однако возникает опасения, не станет ли новый холдинг новым квазигосударственным гигантом, концентрирующим огромные финансы. Видимо, это понимает и сам Кажыкен, поэтому предлагает ужесточить контроль над операциями купли-продажи и размерами концентрации собственности на капитал.
Действующий президент в свою очередь обещает сократить присутствие государства в экономике и снизить теневую экономику до 15% к ВВП. Токаев предлагает ввести новый Налоговый кодекс и ввести налог на роскошь.
Ауесбаев предлагает заставить крупных бизнесменов провести IPO и пересмотреть налоговую политику, чтобы крупные компании платили больше денег в бюджет. Дайрабаев фокусируется на развитии сельского хозяйства, Турсынбекова говорит о демонополизации. Абден в предвыборной программе вопросам экономики внимания не уделила.