Падение цен на нефть, а также последовавший за ним COVID-19 сильно ударили по госбюджету. Большие незапланированные траты на социальные нужды и сокращение поступлений в бюджет вынуждают правительство ограничивать поддержку банков второго уровня. Сложность ситуации придает тот факт, что количество просроченных кредитов неуклонно растёт. Если раньше "кассовые разрывы" банки могли решить с помощью господдержки и отсрочить дефолт, то сегодня этот источник в прежнем объеме недоступен. Причины нависшего предкризисного положения банков кроются в некоторых естественных экономических причинах:
- отсутствие развитого малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики – материальном производстве;
- крупный корпоративный бизнес, в основном, в финансовой сфере (те же самые банки) и строительстве;
- систематический отток капитала;
- отрицательный торговый баланс.
Малый и средний бизнес справедливо считается основой любой национальной экономики, а также является объективным индикатором эффективности государственного управления. Тот факт, что в Казахстане слабо развит бизнес, говорит о низком качестве гос.управления. Безусловно, был пройден большой путь перехода с гос.собственности к кооперативам и, далее, к частным предприятиям, но материальное производство осталось в начальной стадии. Малая доля добавочной стоимости и сильная зависимость от импорта делают экономику уязвимой к различным потрясениям.
Если проводить параллели с развитыми экономиками, то в них превалирует частный корпоративный сектор – корпорации, производящие продукт с высокой добавленной стоимостью и обладающими уникальными потребительскими свойствами (такие как GOOGLE, Apple, Microsoft, Intel и пр.). Похвастаться подобным ни одна из компаний Казахстана, к сожалению, не может.
Самыми крупными представителями бизнеса в нашей стране являются добывающие компании, поставляющие сырье в развитые экономики, банки, качество услуг которых всегда в роли "догоняющих", и строительный бизнес. Последний, в свою очередь, сильно зависим от финансирования со стороны банков и поддержки правительства. Существенная доля в кредитных портфелях банков составляет строительный бизнес, в том числе строительство жилого фонда.
Существуют мнения касательно того, что цены за квадрат жилой и коммерческой недвижимости сильно переоценены в Казахстане, что добавляет риски в банковский сектор. То есть, в случае наступления неплатежеспобности большей части заемщиков (ипотечные займы), будет запущена дефолтная цепочка, которая повлечет обвал цен на недвижимость, и дефолт уже строительных компаний. Конечный негативный эффект будет отражен в "схлопывании" банков.
Разумеется, подобный сценарий крайне негативен, но от этого не менее реален. В виду серьёзности последствий в социальной сфере, правительство политически не имеет права допустить подобное и привентивными мерами будут как раз таки действия, направленные на зачистку потенциально слабых участников рынка. Отзывы лицензий, поглощения, слияния – всё это ждёт финансово слабые банки в ближайшее время. Банки, в свою очередь, чтоб не пойти "под нож", начнут меры по улучшению кредитных портфелей (продажа долгов коллекторским компаниям), снижение операционных расходов (в том числе сокращение персонала, отмена премий, снижение зарплат), повышения ставок по кредитам. Вряд ли это поможет в краткосрочной перспективе, но перед акционерами нужно показать деятельность.
В это же время крупный капитал, наблюдая туманные перспективы в финансовой сфере, старается найти тихую гавань за пределами страны. На бытовом уровне абсолютное большинство поступило бы так же, потому что инвестиционный потенциал страны не был реализован – частный капитал уходит зарубеж, а те, кто нуждается в нем, вынуждены искать поддержку у государства и банков.
Текущая ситуация с COVID-19 оголила низкую эффективность государственного менеджмента, и времена, когда её можно было компенсировать нефтедолларами остались позади. На смену опьяненности легкими деньгами, полученными от продажи сырья, приходит тяжелое похмелье.