Комитет по денежно-кредитной политике оставил базовую ставку на уровне 18% годовых с коридором +/- 1 п.п. Решение основано на результатах последнего прогнозного раунда и обновленных оценках основных макроэкономических показателей и баланса инфляционных рисков.
Годовая инфляция в октябре составила 12,6% (сентябрь – 12,9%). Цены на продукты питания выросли до 13,5% (12,7%), на непродовольственные товары – до 11% (10,8%). Рост цен на услуги замедлился до 12,9% (15,3%) благодаря административному снижению тарифов на регулируемые жилищно-коммунальные услуги. Основной фактор высокой инфляции – устойчивый спрос, превышающий возможности предложения, а также вторичные эффекты тарифной реформы и либерализации рынка ГСМ.
По-прежнему основной вклад в инфляцию вносит продовольственная группа товаров, но рост цен на топливо и фармацевтику в непродовольственном секторе также заметен. Базовая инфляция в октябре составила 1% в месяц, что соответствует 12,2% в годовом выражении. Около 80% товаров и услуг дорожают быстрее целевого показателя 5%, что свидетельствует о широком охвате ценового давления. Дополнительное влияние оказывает фискальное и квазифискальное стимулирование, а также высокий потребительский спрос.
Инфляционные ожидания населения в октябре повысились до 13,6% (сентябрь – 13,2%), долгосрочные ожидания выросли до 14,3% (ранее – 14%). Повышенные ожидания замедляют снижение инфляции и усиливают чувствительность цен к изменениям спроса и издержек.
Внешнее инфляционное давление сохраняется: мировые цены на продовольствие остаются высокими, а инфляция в России значительно превышает целевой уровень в 4%. На этом фоне Нацбанк сохраняет жесткую денежно-кредитную политику. ФРС и ЕЦБ продолжают осторожную риторику, отмечая умеренные темпы роста экономики и высокую инфляцию.
При обновлении прогнозов цена на нефть марки Brent в базовом сценарии сохранена на уровне $60 за баррель в среднем до конца прогнозного периода.
Прогноз инфляции:
-
2025 год – 12,0–13,0%;
-
2026 год – 9,5–12,5%;
-
2027 год – 5,5–7,5%.
Корректировка обусловлена превышением фактической инфляции над прогнозной и ростом инфляционных ожиданий, а также учетом регулируемых цен в рамках схемы «инфляция + 5%» в 2026–2027 годах.
Нацбанк также отметил расширение диапазона прогнозов на 2026 год из-за повышенной неопределенности, влияния налоговой реформы и квазифискального стимулирования экономики. Дезинфляционное влияние на прогноз обеспечат умеренно жесткая денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная консолидация и меры Программы совместных действий. Проинфляционное влияние окажут либерализация рынка ГСМ и высокий внутренний спрос.
Риски прогноза связаны с дисбалансом спроса и предложения, ускорением внешней инфляции и повышением инфляционных ожиданий, а также вторичными эффектами от регулирования тарифов, ГСМ и НДС. Дополнительным фактором неопределенности является финансирование экономики через АО НИХ «Байтерек» (8 трлн тенге в 2026 году, 4,4% ВВП), которое может усилить инфляционное давление.
Прогноз роста экономики:
-
2025 год – 6,0–6,5% (рост за счет добычи нефти и потребительского/инвестиционного спроса);
-
2026 год – 3,5–4,5% (влияние налогово-бюджетной реформы);
-
2027 год – 4,0–5,0% (расширение инвестиций, умеренный спрос, рост добычи нефти).
При текущей умеренно-жесткой денежно-кредитной политике Нацбанк не планирует снижение ставки до конца первого полугодия 2026 года. В случае отсутствия признаков устойчивого замедления инфляции возможно ужесточение условий. Следующее решение Комитета по базовой ставке будет объявлено 23 января 2026 года в 12:00 по времени Астаны.

