Депутат отметил, что по прогнозам Всемирного Банка, объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году снизится с 90 до 76 км³ в год. Примерно такой же прогноз делают и казахстанские ученые.
"Это означает, что дефицит воды в стране уже через 8 лет составит порядка 12-15 км³ в год, т.е. около 15% . До сих пор, наша экономика не сталкивалась с подобным дисбалансом водных ресурсов и мы еще не ощущали такой дефицит воды. У нас принято много различных государственных программ (нацпроектов) в разных отраслях экономики. Однако, возникает вопрос: "Хватит ли водных ресурсов для их реализации?", - сказал сенатор.
По его словам, международные эксперты указывают, что главной проблемой в Казахстане является несовершенство системы планирования и контроля водных ресурсов. "То, что мы делаем, называется не управление водными ресурсами, а управление спросом на воду (управление водопотреблением)", - заявил Куришбаев.
Во-первых, как подчеркнул депутат, в Казахстане до сих пор нет точной информации о запасах водных ресурсов в республике. По его мнению, государственный водный кадастр должен проводить РГП "Казгидромет", а не частные организации, как сейчас делается. Для этого, считает Куришбаев, необходимо перевод мониторинга водного фонда на цифровой формат и технологии дистанционного зондирования. А в стране сейчас в большинстве водоемов отсутствуют даже гидрологические посты.
Во-вторых, по мнению сенатора, нужно обновить с учетом современных требований Схему комплексного использования и охраны водных ресурсов Казахстана, что является основой стратегии и тактики рационального использования воды.
"В-третьих, необходимо определить реальную себестоимость воды для каждого водного бассейна. Без этого экономное использование водных ресурсов невозможно. То, что сегодня сделано РГП "Казводхоз" – единые на всю республику тарифы на поливную воду – это нонсенс, такой подход противоречит мировой практике", - отметил депутат.
В-четвертых, как отметил Куришбаев, коэффициент полезного действия оросительных систем в республике не превышает 0,45-0,55, то есть почти 50% поливной воды в них теряется. Только на 16% орошаемой пашни используются технологии капельного орошения и дождевальные установки. Поэтому,по словам депутата, необходимо менять политику господдержки в орошаемом земледелии. Ее должны получать только те, кто внедряет водосберегающие технологии.
"В-пятых, в условиях аридизации климата подземные воды являются нашим стратегическим фондом. Прежде всего, необходимо объективно оценить их запасы и качество, разработать детальную карту подземных вод. Такие фундаментальные обследования должны выполняться под строгим контролем государства при участии ученых и специалистов гидрогеологов. А мы эту работу, в большей части, отдали на откуп частным организациям. Планируем, что свыше тысячи сел в стране будут обеспечены качественной питьевой водой за счет локальных систем водоснабжения (путем бурения скважин и установления блок-модулей), но уже сейчас возникают вопросы по достоверности утвержденных там запасов подземных вод. Другая проблема, в стране свыше 2200 бесхозных самоизливающихся скважин, для строительства водозаборов мощностью до 50 м³/сутки сейчас не надо получать разрешение на спецводопользование, то есть такие скважины могут бурить все, кто может.Так, мы безвозвратно теряем наш стратегический ресурс - пресную подземную воду", - добавил Куришбаев.
Кроме того, по словам сенатора, одной из главных проблем в обеспечении населения качественной питьевой водой является отсутствие специализированных эксплуатирующих организаций, а также в отрасли наблюдается катастрофический дефицит кадров.
"И наконец, главное, сейчас в условиях нарастающего дефицита воды многие страны меняют свою политику по управлению водными ресурсами, усиливают государственный контроль в этой сфере. В таких странах выстроена единая государственная вертикаль управления водными ресурсами, организовано специализированное министерство (агентство) водного хозяйства. У нас же вопросом воды занимаются 6 министерств, местные исполнительные органы и АО "Самұрық-Қазына". Не зря международные эксперты считают, что водный кризис в Казахстане является следствием кризиса управления", - подчекрнул сенатор.
По его словам, в стране назрел вопрос об организации самостоятельного ведомства по интегрированному управлению водными ресурсами и проведению единой государственной политики в области планирования, контроля и рационального использования водного фонда страны.