Дополнительных налогов и таможенных платежей на 4 трлн тенге поступило в республиканский бюджет за счет мер администрирования и их цифровизации за последние 5 лет. Из них 23% приходится на 2023 г. В текущем году в плане по доходам на администрирование заложено 1,6 трлн тенге, что на 173% больше уровня предыдущего года.
Для достижения амбициозной задачи предусмотрен ряд мер. Так, в рамках «регулирования с чистого листа» пересмотрены критерии Системы управления рисками (СУР) при назначении налоговых проверок. Теперь они проводятся методом точечного отбора. По словам министра, результаты обнадеживающие: при снижении количества налоговых проверок на 16% по сравнению с 2022 годом взыскание налогов увеличено вдвое.
«На 1 полугодие 2024 г. для проведения проверок отобраны 760 высокорисковых субъектов предпринимательства. Также активно прорабатывается вопрос повышения налогового потенциала крупных налогоплательщиков, предприятий нефтяного сектора и ГМК. В их эффективном администрировании большой потенциал есть у реализации пилота по горизонтальному мониторингу, который станет одной из новелл нового Налогового кодекса. Проект перспективен в силу возможности выстраивания доверительных отношений между государством и бизнесом. Фискальным органам открывается доступ к финансовой отчетности и историческим данным предприятия, а бизнес в свою очередь получает экспертные рекомендации. С начала запуска пилота бюджет пополнился на 102 млрд тенге»,— сообщил Такиев.
В Минфине активно работают над превентивными механизмами, придерживаясь принципа о том, что любое нарушение лучше изначально предотвратить. В этих целях в информационную систему электронных счетов-фактур была внедрена функция биометрической идентификации. Это позволит нивелировать риски регистраций компаний на подставных лиц, а также выписок фиктивных счетов-фактур.
В рамках реализации поручения Главы государства в марте текущего года в Казахстане были пересмотрены процедуры возврата НДС. С учетом изменения подходов в проведении налогового анализа и отработке нарушений увеличится доля подтверждения к возврату. Также разрабатывается аналитическая система, которая позволит обеспечить оперативность данной процедуры.
«Это значительная поддержка для отечественных товаропроизводителей. Отмечу, что за последние два месяца мы вернули экспортерам из бюджета порядка половины от общей суммы задолженности по НДС. Данная работа будет продолжена», — заявил министр.
В таможенном администрировании усовершенствованы профили риска, что значительно уменьшило необходимость в физических досмотрах грузов. Начат пилотный проект по безбумажному транзиту, который также позволяет снизить количество проверок. В случае успешной апробации этот опыт планируется транслировать далее.
Продолжается модернизация и внедрение современных решений на 9 пунктах пропуска. Пропускная способность увеличится в 6 раз, при этом вдвое сократится время прохождения грузов, а коррупционные риски будут нивелированы. По словам главы Минфина, все работы завершатся до конца текущего года. В целом принимаемые в данном направлении меры позволят значительно укрепить транспортно-логистический потенциал страны.
Система электронной очереди сейчас внедрена на всех пунктах пропуска внешней границы и семи пунктах внутренней (со странами-членами ЕАЭС). На сегодня она является единственной в Центральной Азии. Система обеспечивает прозрачность и скорость перевозочного процесса, минимизируя скопление автотранспортных средств на границах. Именно эти факторы влияют на стоимость фрахта, ведут к снижению издержек перевозчиков, что положительно отражается на конечной стоимости товаров.
Также в прошлом году на китайском направлении был запущен пилот по выдаче иностранных бланков разрешений в электронном формате. В результате пропускная способность пунктов выросла на 61%. Также увеличена доля отечественных перевозчиков на рынке и исключен коррупционный фактор. В рамках договоренности с Минтранспорта срок пилота решено продлить еще на один год. Ожидается, что все эти меры в текущем году позволят увеличить таможенные платежи на 31% в сравнении с 2023 г.
Мади Такиев сообщил и о проводимой Министерством финансов работе по цифровой трансформации налогового и таможенного администрирования. Подчеркнуто, что основная задача – создать благоприятные условия для налогоплательщиков, максимально упростив весь процесс исполнения налоговых обязательств перед государством.
«По поручению Главы государства начата работа по проведению независимого IT-аудита всех информационных систем Комитета госдоходов. По его результатам будет сформирована новая информационная архитектура КГД. Независимо от этого в текущем году мы завершим интеграцию налоговых и таможенных информационных систем. Вместо 14 систем будут функционировать только пять. Тем самым создается принципиально новая единая цифровая система. Она станет сервисной моделью сопровождения бизнеса на всех этапах жизненного цикла и существенно сократит административную нагрузку на предпринимателей», — отметил министр.
Казахстанских налогоплательщиков о предстоящих сроках уплаты налогов и представления налоговой отчетности информируют через push-уведомления. Мобильное приложение E-Salyq Business позволило отказаться от представления отчетности ИП, применяющих специальный налоговый режим: программа автоматически определяет доходы и исчисляет налоги.
Наличие такого мобильного приложения позволило запустить в сентябре 2023 года пилотный проект по платформенной занятости. На его первом этапе заключено соглашение о сотрудничестве с «Яндекс. Такси». В пилоте уже участвуют порядка 10 тыс. водителей такси гг. Астаны и Алматы.
В процессе разработки – расширение линейки цифровых решений. В текущем году в ведомстве планируют реализовать еще 20 дополнительных сервисов.
Подчеркнуто, что в целом такой переход на проактивную модель без упора на фискальные меры позволит казахстанцам не тратить время на подсчет налогов и правильность их исчисления.
В то же время полноценная сервисная модель сопровождения бизнеса требует наполнения сведениями из баз данных других уполномоченных госорганов, в том числе и их интеграции. В течение года планируется завершить расширение функционала ИС «ЭСФ» и СУР на предмет развития возможностей контроля и анализа данных из многочисленных источников, использования современных инструментов анализа, расширения области применения СУР и выявления рисков.
Также будет обеспечен перенос действующего функционала информсистем «АСТАНА-1» и «Единое окно» в создаваемую таможенную систему ИС «КЕДЕН». В ее рамках будут разработаны новые сервисы и модули.
Наряду с этим начинается работа по созданию новой цифровой платформы Министерства финансов. Ожидается, что она решит ряд вопросов, таких как:
– осуществление превентивного контроля над бюджетом – от планирования до расходования;
– аналитика по отечественным товаропроизводителям на предмет влияния мер господдержки, льгот и других факторов на компании и производство;
– использование сведений для оценки инвестиционной привлекательности рынка.
«Министерство финансов продолжить комплексную работу по исполнению доходной части бюджета, совершенствованию налогового и таможенного администрирования, а также цифровизации их процессов», — подытожил свой доклад Мади Такиев.