Сенатор Мурат Бактиярулы в своем депутатском запросе на имя вице-премьера Ералы Тугжанова обратил внимание на ряд проблемных вопросов в сфере образования.
По его словам, наиболее реформированной отраслью в стране за годы Независимости является сфера образования. Так, только за последние 5 лет в закон об образовании вносились изменения и дополнения 29 раз, а государственный образовательный стандарт в период с 2000 по 2017 год менялся 7 раз. Причем в выигрыше от этих изменений, как считает депутат, остались только издатели книг, а дети становятся лишь объектом для экспериментов.
По мнению Бактиярулы, несмотря на многомиллиардные вложения в отрасль, уровень образования в стране оставляет желать лучшего.
"Согласно исследованию Всемирного банка, только 1% школьников страны имеют возможность получать качественное образование. У большинства наших школьников нет выбора в обучении, и они в основном учатся в двух-или трехсменных школах. Также по данным Всемирного банка, индекс человеческого капитала страны сейчас составляет всего 63%. Этот индекс представляет собой совокупность умений и навыков учащихся, которые должны формироваться от рождения до 18 лет. Наша система образования обеспечивает 63% из них", - подчеркнул сенатор.
В частности, депутат акцентировал внимание на высокую разницу в качестве образования, которую получают дети в обычных школах в аулах и городских ителлектуальных школах. Также, по мнению сенатора, большую нагрузку на детей оказывается изучение 3 языков. "Бесспорно, изучение английского языка - это веление времени. Но нужно ли одинаково всем 3,5 млн ученикам знать английский язык и углебленно его изучать? В чем необходимость изучать сразу 3 языка малышам в детских садах и первых классах, у которых система мышления еще не полностью сформирована?", - задался вопросом Бактиярулы.
В своем запросе сенатор остановился и на ряде других острых проблем отрасли, в частности, обратив внимание на то, что Министерство образования и науки слишком загружено чтобы заниматься всеми этими проблемами.
"Министерство образования и науки в настоящее время оказывает более 200 видов услуг. Они координируют работу 10,3 тыс. детских садов с 900 тыс. детей, 7,5 тыс. общеобразовательных школ с 3,5 млн учащихся, 820 колледжей с 500 тыс. человек, 120 ВУЗов с 600 тыс. студентов и более полумиллиона учителей и воспитателей. Это огромная нагрузка для одного Министерства. Поэтому, как сказал вчера Президент, думаю, лучше рассмотреть пути оптимизации системы управления Министерством", - заключил сенатор.