Министр напомнил о словах Президента, что Казахстану предстоит глубинная перестройка отношений в триаде "гражданин – бизнес – государство".
"В настоящее время, в этой триаде положение потребителя оставляет желать лучшего, о чем говорят результаты мониторинга этой сферы. Количество обращений о нарушениях прав потребителей ежегодно растет на 20%", - сказал Серик Жумангарин.
В 2022 году Министерством торговли рассмотрены более 30,2 тыс. обращений. Аналогичная ситуация наблюдается и по иным госорганам.
За 2022 год поступило порядка 50 тыс. обращений.
Анти-лидерами по удельному весу обращений являются:
- розничная торговля – 48%;
- бытовые услуги – 19%;
- электронная торговля – 9%;
- услуги ЖКХ – 5,6%.
Наибольший рост обращений произошел в сферах:
- общественного питания – на 188%;
- услуг транспорта – на 143%;
- медицинских услуг – на 113%;
- услуг связи – на 102%.
"При этом следует понимать, что количество жалоб потребителей не отражает фактическое состояние дел, так как не все граждане, чьи права и законные интересы нарушены, обращаются в госорганы, что подтверждается проведенными социологическими исследованиями", - добавил министр.
Жители страны в большинстве не удовлетворены:
- медицинскими услугами – 39,3% (грубость и не компетентность медицинского персонала, большие очереди, некачественно оказанные медицинские услуги);
- услугами связи (интернет-провайдеров) – 33,3% (неправомерное увеличенное взимание абонентской платы, некачественное предоставление услуг интернета, увеличение и изменение стоимости тарифного плана);
- городскими общественными транспортами – 30,7% (нарушения правил перевозки, грубость персонала, разница при оплате наличным и безналичным расчетом);
- услугами общественного питания – 24,4% (грубость и не качественное обслуживание персонала, испорченная еда, несоблюдение санитарно-гигиенических норм).
"Представленная динамика обращений потребителей говорит не только о росте нарушений прав потребителей, но и о повышении потребительской культуры, показывающей реальную картину потребительского настроения, в том числе о подлинной ситуации заполнения субъектами рынка некачественными товарами и услугами", - отметил Серик Жумангарин.