Депутат Серик Ерубаев адресовал депутатский запрос министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву. "Последние дни в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущенных редким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тенге за литр. Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Эти цены прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукции. А отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальних районах. Несмотря на статус нефтяной державы, сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой", - отметил он.
Мажилисмен подчеркнул, что именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая наши нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт. По его словам, с тех пор, как в стране начался рост населения, увеличились транспортные перевозки и была активизирована экономики - стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Однако вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ по их модернизации время показало недостаточность этого решения растущим потребностям экономики.
"Сегодня даже страны, не имеющие углеводородного сырья, активно развивают производство био-дизеля. А мы, будучи страной-экспортером нефти, вынуждены импортировать продукты ее переработки. Министерство энергетики признает свою неспособность обеспечить внутренний рынок ГСМ, в связи с чем встает необходимость создания дополнительных мощностей нефтепереработки. Кроме того, резкий рост цен на дизель (до 50%) вызывает в обществе не только справедливые сомнения в искусственном, спекулятивном характере таких колебаний, но и вопросы к антимонопольным органам", - сказал Ерубаев.
В этой связи депутаты предлагают:
1) перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Всемерно поддержать частных нефтепереработчиков, такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития. При правильной политике в отношении частных нефтепереработчиков, Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка;
2) вместе с тем, требуем организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков. Необходимо разобраться, насколько этот скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько является результатом незаконных действий монополистов. По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ.
С запросом о дизтопливе также выступил депутат Айкын Конуров. Он адресовал свой запрос заместителю премьер-министра Роману Скляру. По мнению депутата, топливный кризис, наблюдаемый в Казахстане, не возник в результате простых перебоев на АЗС, а является глубоким системным кризисом в управлении отраслью. "Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит. К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной бесперебойной поставки мы не видим. Идет только констатация уже случившейся проблемы", - сказал он.
По его словам, сейчас нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства.
Он отметил, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической, которая долгие годы объяснялась нехваткой мощностей и зависимостью от импорта. "В этой связи 3 года назад завершилась дорогостоящая модернизация НПЗ, в том числе за счет зарубежных займов. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива – в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка", - напомнил мажилисмен, однако на днях вице-министр энергетики заявил о необходимости импортировать около 100 тыс. тонн дизтоплива из России.
"Причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны, и тут же предлагается решение ситуации – закупить более дорогое топливо из России. Такая парадоксальная экономика по принципу "продай дешевле - купи дороже" является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствия долгосрочной концепции", - подчеркнул Конуров.
В этой связи депутаты потребовали сообщить, какие меры намерено предпринять правительство для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен. Также мажилисмены просят предоставить данные, какой объем бензина, дизельного топлива с учетом вывоза автотранспортом был фактически экспортирован в текущем году, какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году. Депутаты обратили внимание и на наличие проблемы в деятельности мини-НПЗ.
Напомним, ранее аналитики отмечали, что в стране ожидается рост цен на дизельное топливо.