С докладом о законопроекте на заседании палаты выступил сенатор Едил Мамытбеков. По его словам, рассматриваемый законопроект разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере госзакупок.
Законопроектом предусматриваются:
- внедрение 4 новых способов осуществления госзакупок;
- сокращение 4 оснований осуществления госзакупок способом из одного источника;
- отнесение к конкурентным следующие способы госзакупок, как конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений и через товарные биржи;
- обязательное размещение на веб-портале госзакупок отчета о госзакупках из одного источника с указанием сведений о должностном лице, принявшем решение о закупках из одного источника, а также обоснований причин невозможности осуществления закупок конкурентными способами;
- персональная ответственность первого руководителя заказчика по закупкам из одного источника;
- введение новых понятий - электронный каталог товаров, электронный депозитарий, офтейк-контракт, форматно-логический контроль, база паспортов потенциальных поставщиков, согласительная комиссия.
В ходе обсуждения законопроекта депутатами Сената внесены изменения и дополнения в законопроект, в том числе:
- в заголовок законопроекта;
- в Закон "О государственных закупках" в части: включения электронного магазина в конкурентные способы осуществления госзакупок; конкретизации субъектов, не имеющих право участвовать в государственных закупках инжиниринговых услуг или строительно-монтажных работ на одном и том же объекте строительства;
- в Кодекс "О недрах и недропользовании" в части переноса новой статьи, регламентирующей соглашение о стимулировании предпринимательства, из главы 4 в главу 3, устанавливающую общие положения о праве недропользования;
- в Закон "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" норм, касательно особенностей оборота боеприпасов, дальнейшее хранение которых представляет реальную опасность и требует незамедлительного уничтожения в целях недопущения в будущем трагедий, которые случились в Арыси и Байзаковском районе Жамбылской области;
- в Закон "О науке", в части введения нового вида финансирования науки - финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования; введения нового института апелляции решений национальных научных советов – Апелляционной комиссии; регламентирование оплаты труда ученых и другие;
Вместе с тем Мамытбеков отметил аспекты, которые требуют тщательного рассмотрения и решения в будущем разработчиками. В частности, статьей 41 вносится новелла о том, что лицо, принявшее решение об осуществлении госзакупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о госзакупках, несет персональную ответственность за соблюдение принципов госзакупок, предусмотренных подпунктом 1) статьи 4 Закона "О государственных закупках".
"Вместе с тем, анализ этой статьи показывает, что одним из принципов является "6) ответственность участников госзакупок". Однако этот важнейший принцип вообще не расшифрован. Получается, что персональная ответственность прописана, но не конкретизирована. Отсутствие четкости в мерах ответственности создает основу для прецедентов, когда за серьезные коррупционные и иные правонарушения в сфере госзакупок можно отделаться всего лишь административным наказанием", - сообщил депутат.
По его словам, в сфере науки остались вне законопроекта такие важные проблемы, как процессы формирования ННС, кадровые составы которых были бы способны охватывать объективным рассмотрением всех без исключения научных проектов. В этой связи, по мнению сенатора, можно было бы и усилить функционал апелляционной комиссии.
Кроме того, как отметил Мамытбеков, необходимо обеспечить действенный мониторинг и контроль за объективным формированием уполномоченным органом перечня областей науки и научных организаций, занимающихся фундаментальными исследованиями, а также их финансированием. "На наш взгляд, следует все же очень осторожно относиться к новациям, связанным с понятием "лучший", "ведущий". Или к определению звания "лучший" в педагогической среде. Не секрет, что в этих делах имеет место коррупционная составляющая и в определенной степени нарушение научной этики", - добавил он.
Аналогичная ситуация, считает депутат, может сложиться и с новацией "ведущий ученый".
"Эти и другие вопросы требуют скорейших законодательных решений и предлагается их проработать и рассмотреть нашим коллегам депутатам в рамках инициированного депутатами Сената законопроекта по вопросам науки. При этом Комитет считает, что все же финансовые ресурсы необходимо распределять на конкурсной основе, а поддержку необходимо оказывать областям науки и научным организациям социально-гуманитарного направления. Также отметим, что мы не увидели сколько, какие и когда будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты в реализацию закона. Все замечания и предложения сведены в сравнительную таблицу", - заключил сенатор.
Депутаты Сената проголосовали за решение направить законопроект обратно в Мажилис.