Мусабаев обратился с депутатским запросом к премьер-министру Аскару Мамину касательно вопросов авиационной безопасности. По его словам, депутаты неоднократно обращались к правительству по данной сфере, однако до сих пор вопросы обеспечения системы надзора и контроля в этой сфере, а также расследования авиационных происшествий является критическим.
Сенатор остановился на 2 проблемных вопросах:
"Первое - о безопасности в сфере гражданской авиации и безопасности полетов. В цивилизованном мире принято, что государственные функции сертификации, контроля и надзора гражданской авиации разделены между разными госорганами. Это делается чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями при выполнении государственных функции", - отметил он. По словам депутата, непринятие данного принципа приводит к снижению уровня безопасности полетов с тяжелыми последствиями. Этого же требуют документы международных организации гражданской авиации ICAO. В Казахстане, как сообщил Мусабаев, на сегодняшний день законодательно государственные функции по сертификации, надзору, контролю в авиации закреплены за уполномоченным госорганом Комитетом гражданской авиации МИИР РК. "Однако фактически внутренними документами эти государственные функции переданы субъекту коммерции АО "Авиационной администрации Казахстана". Таким образом КГА самоустранился от исполнения возложенных на него государственных функции и исказил смысл 68-го шага плана нации, в котором говорится об ориентировании КГА на модель британского государственного агентства гражданской авиации и Агентства безопасности Европы", - сказал он. Депутат подчеркнул, что данные госфункции в Казахстане были переданы иностранному гражданину. Отметив, что КГА фактически лишился госфункции по сертификации, контролю и надзору в авиации, сенатор поставил под сомнение целесообразность функционирования данного комитета. В связи с этим, он потребовал вернуть государственные функции в КГА, а поскольку АО "ААК" уже создано, то оставить ему функции по сертификации. "Или другой вариант - придать АО "ААК" статус государственного органа, то есть государственного учреждения со всеми вытекающими законодательными последствиями и ответственностью, возложив на него исполнение государственных функции", - предложил Мусабаев.
Вторая проблема, озвученная депутатом, касается расследований авиационных инцидентов и происшествий. По его словам, в настоящее время идет процесс передачи АО "ААК" еще одной важной государственной функции - расследования авиапроисшествий и инцидентов, которое осуществляет самостоятельное управление расследование авиационных инцидентов и происшествий МИИР. Он заявил, что согласно международным документам, расследование в гражданской авиации должно быть полностью независимо от уполномоченных органов в сфере гражданской авиации, в целях исключения конфликта интересов и обеспечения качественных и объективных расследований. На основании вышеизложенного, Мусабаев предложил, передать государственные функции по расследованию авиапроисшествий и инцидентов в ведение МЧС. "Или другой вариант - передать данные государственные функций в ведение независимых региональных органов расследований таких как МАК или другие международные региональные организации", - заключил он и добавил, что необходимо создать независимую комиссию, включая КНБ, для решения данных вопросов.