Отмечается, что в июне Европейская комиссия опубликовала обновленный список авиакомпаний, которым запрещены полеты в страны Европейского союза. Этому предшествовало заслушивание Комитета по безопасности полетов Европейской комиссии в Брюсселе (Бельгия) по вопросу обновления списка авиаперевозчиков, которым запрещено выполнять полеты в Европу, в ходе которого также был рассмотрен вопрос казахстанских авиакомпаний.
"Ранее после катастрофы с воздушным судном авиакомпании Бек Эйр, Европейская комиссия проявляла обеспокоенность о способности авиационных властей Республики Казахстан обеспечивать эффективный контроль и надзор за безопасностью полетов в стране. 14 февраля 2020 года Европейской комиссией был направлен официальный запрос о проводимой работе по изменению организационной структуры авиационных властей страны, о результатах контрольно-надзорной деятельности за субъектами отрасли за последние три года и о вопросах состояния безопасности полетов основных пассажирских авиаперевозчиков (Эйр Астaна, СКАТ и Бек Эйр)", - говорится в сообщении.
Комитетом гражданской авиации совместно с Авиационной администрацией Казахстана 28 февраля была представлена информация о запуске с 1 августа 2019 года нового подхода регулирования отрасли гражданской авиации, основанного на британской модели управления и передовых европейских стран. Данная трансформация управления отрасли и обеспечения безопасности полетов реализуется в рамках 68 Шага Плана нации. Вместе с тем, Европейская комиссия также была проинформирована о текущем состоянии безопасности полетов в стране и о результатах проверки авиакомпании Бек Эйр. Позднее Авиационная администрация также уведомила об отзыве сертификата эксплуатанта у перевозчика Бек Эйр и о приостановлении сертификата эксплуатанта авиакомпании Azee Air.
"По итогам отчета Европейской комиссией было направлено письмо о принятом решении на имя председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК. На основании изученной информации Европейская комиссия приняла решение, что на сегодняшний день нет оснований для включения казахстанских авиаперевозчиков в список авиаперевозчиков, которым запрещено летать в Европейский союз («черный список»)", - отметили в КГА.
В настоящее время Комитетом гражданской авиации и Авиационной администрацией планируется реализовать совместный проект с Европейской комиссией и Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) для повышения уровня обеспечения безопасности полетов в Казахстане путем приведения к европейским стандартам организации системы по контролю и надзору за безопасностью полетов в стране и получению Категории 1 Федеральной авиационной администрации (FAA) для полетов в США.
Напомним, что 27 декабря 2019 года под Алматы произошла крупная авиакатастрофа с самолетом авиакомпании «Бек Эйр». Погибли 12 человек, пострадали 69 человек. 51 пострадавший госпитализирован в городские больницы: Больницу скорой неотложной помощи, Алматинскую многопрофильную клиническую больницу, в Центр детской неотложной помощи. Заместитель премьер-министра Роман Скляр назвал основную версию авиакатастрофы. Также он огласил диалог двух пилотов самолета, состоявшийся перед столкновением воздушного судна с бетонным зданием. 28 января 2020 года стало известно о гибели второго пилота. По факту смерти Марата Муратбаева будет проведена судмедэкспертиза. После проверки авиационной администрацией были выявлены многочисленные нарушения в компании.
31 января Комитет подал на авиакомпанию иск о нарушении прав потребителей услуг компании Bek Air в Специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана. К июню 2020 года сумма иска к авиакомпании «Bek Air» возросла до 52 млн тенге. С заявлениями обратился еще 161 человек. Авиаперевозчик отказывается возмещать средства, отмечая, что часть билетов продано по невозвратному тарифу.