Депутат отметил, что по оценкам Национального Банка Казахстана внешний долг страны постоянно растет. Так, за последние 3 года внешний государственный долг вырос более чем на $6 млрд и по состоянию на 1 января 2022 года составил свыше $165 млрд. По линии международных финансовых организаций основной долг по состоянию на сентябрь 2022 года составил $6,3 млрд или 33% от общего объема займов, начиная с 1998 года.
Также, по словам сенатора, за 5 лет расходы на обслуживание госдолга выросли в 3 раза, долг правительства уже достиг 20 трлн тенге, в 2023 году эта сумма вырастет еще на 3,2 трлн тенге. "То есть, можно сказать, что контроль за долгом утерян, а это уже вопрос экономической безопасности страны. Стоимость заимствований, их целесообразность, пусть и на долгий срок по льготным условиям, ее влияние на экономику вызывают много вопросов и требуют анализа. Между тем, заключение Министерства финансов по прогнозу последствий – это пересказ основных положений соглашения и вывод, что принятие законопроекта не повлечет за собой отрицательных последствий. Похоже, мы должны этому поверить", - подчеркнул Мамытбеков.
В этой связи депутат задал вопрос министру финансов о том, проводились ли прогнозно-аналитические исследования по обоснованию соглашения, согласно Концепции по управлению государственным и валовым внешним долгом, суть которой установление процедур мониторинга госдолга, отслеживание и контроль процессов формирования, изменения и обслуживания долга.
"Второй вопрос: соглашением предусматривается участие в процессах заимствования квазигосскетора. В целях регулирования этого вопроса есть приказ министра нацэкономики, где имеются правила определения предельного объема внешнего долга квазигоссектора и перечень объектов квазигоссектора, в отношении которых определяется предельный размер внешнего долга. Но не секрет, что практически вся информация о деятельности субъектов квазигоссектора и, в особенности, по финансовым делам находится за семью печатями. В этой связи вопрос, в какой мере на практике правительству, Миннацэкономики, Минфину удается реализовать эти ограничительные меры?", - обратился депутат к главе Министерства финансов.
Жамаубаев заявил, что все подобные соглашения о внешних займах проходят достаточный экспертный анализ. Например, рассматриваемое сегодня Сенатом соглашение с момента достижения договоренностей с международным банком о займе прошло 1,5-2 года. Весь этот период, по словам министра, изучались вопросы: имеется ли действительно выгода от данного займа, проводятся ли в стране реформы, сохраняется ли показатели рыночной экономики и растут ли они. Также глава Минфина подчеркнул, что подобные международные организации предъявляют высокие требования при выдаче льготного займа. "Сейчас объем этого займа выдается нам со ставкой меньше рыночной в 2 раза. Это мы должны понимать. Сначала вопрос изучают отраслевые органы, далее проводятся заседания координационного совета под председательством Премьер-министра. Вынося туда на обсуждение вопрос, мы рассматриваем. И только, когда становится ясно насколько соответствует целям соглашение, мы его подписываем", - пояснил Жамаубаев.
Касательно второго вопроса, министр заявил, что долг квазигоссектора до 2018 года постонно рос. Сейчас же квазигоссектор при намерении получить внешний заем должен обсуждать этот вопрос на специально созванной комиссии. С 2018 года, по утверждениям Жамаубаева, внешний долг квазигоссектора был снижен на $8 млрд.