Как отметил сенатор, в ходе рассмотрения отчета правительства об исполнении бюджета за 2021 год на заседании рабочей группы Сената были внесены ряд предложений.
"Первое: Одним из важных макроэкономических показателей экономики страны является уровень инфляции. На все поднимаемые депутатами вопросы руководство Нацбанка отвечает теоретическими рассуждениями, без конкретных показателей. То же самое относится и к руководству минэка (прим. - Министерства национальной экономики)", - отметил депутат.
По мнению Адильбекова, руководители двух этих ведомств "постфактум" комментируют сложившийся цены на товары, либо ссылаются на другие страны. Одна из причин такого положения отсутствие, как отмечает сенатор, - модели прогнозирования и анализа уровня инфляции, - точных исходных данных для анализа.
В связи с этим депутаты предлагают, для расчета Индекса потребительских цен при мониторинге цен использовать штрих-коды товаров, для получения детальной информации по внутренним и импортируемым товарам, то есть по стране происхождения. Руководство АСПИР планирует начать эту работу с 2023 года.
Кроме того, сенаторы предлагают пересмотреть Методику определения уровня инфляции, которая должна учитывать: влияние цен на продовольственные и непродовольственные товары дифференцированно, долю роста тарифов на коммунальные услуги.
В отчете по итогам СЭР МНЭ РК должен представить анализ причин роста инфляции с учетом вышеуказанных факторов. И на этой основе предложить конкретные меры по сдерживанию инфляции, считают депутаты.
"Нацбанку следует давать оценку монетарной составляющей инфляции, долю девальвации тенге в инфляции, объём кредитования в экономике, наличия порогового уровня потребительского кредитования, чтобы оно не опережало предложение товаров, причины высоких инфляционных ожидании. Это пожалуй первый этап, в объяснении бизнесу и населению причин и факторов роста инфляции", - отметил Адильбеков.
Второй проблемой сенатор назвал высокий уровень потребительского кредитования и низкий уровень кредитования экономики. Так, объём кредитования экономики к ВВП в отчетном году составил 22,8%, а за вычетом потребительского кредитования всего 15%. Причина, по мнению депутата, - высокая базовая ставка, соответственно высокие годовые процентные ставки кредитов у БВУ.
"Как известно, за годы независимости привлечено $360 млрд прямых иностранных инвестиции. Но они в основном были вложены в сырьевой сектор экономики.
Так сложилось, что после распада Союза, Международным разделением труда нам была отведена роль производителя сырья и потребителя готовой продукции", - отметил он.
Одна из главных причин сложившейся ситуации, как считает Адильбеков, - низкий уровень внутреннего инвестирования и внутреннего кредитования. А для внешних инвесторов привлекательным остается только сырьевой сектор.
Следующая причина – сформированная двухуровневая банковская система, не работает на экономику РК. Имея достаточно высокие активы, их не интересует вопрос роста кредитования и диверсификации экономики страны, отмечает сенатор.
По этой причине сенаторы считают необходимым обратить внимание на опыт северного и южного соседей, где успешно функционирует трехуровневая банковская система.
"В этих странах функции проведения политического курса государства - отделены от коммерческого кредитования - они стимулируют кредитование приоритетных отраслей экономики через госбанки.
У нас можно начать с агропромышленного сектора - с оптимизации - выделяемых объемов субвенции и соответствующих финансовых институтов аграрного сектора с передачей их функции специализированному государственному банку", - считает Адильбеков.
Третья проблема кроется в сфере доходов бюджета и налогов. Депутаты Сената неоднократно поднимали вопрос об эффективности применяемых налоговых льгот. Казахстан - один из лидеров в мире по количеству налоговых льгот и по низким ставкам налогов.
Сенатор утверждает, что на сегодня в РК отсутствует должный учет, мониторинг и оценка действующих налоговых льгот. Нет точной цифры количества субъектов, пользующихся льготами, их встречных обязательств, срока действия и как следствие нет оценки эффективности льгот.
"Наши предложения: Первое: Необходимо предусмотреть законодательные нормы, обязывающие отраслевые министерства проводить анализ и оценку применения налоговых льгот в своих сферах. На основе этих показателей минэк должен проводить анализ эффективности налоговых льгот.
Второе: Рекомендуем Счетному комитету провести аудит по налоговым льготам, с соответствующими выводами и рекомендациями", - заключил Адильбеков.