1. Первый и самый главный вопрос – что считать налогами? Есть достаточно большое количество различных платежей национальным операторам, которые не считаются налогами, но штрафы за их неуплату почему-то есть. Если их считать налогами, то тогда надо как-то регулировать, учитывать в налоговой нагрузке и так далее, а если нет, то что тогда это, и вообще это законно?
2. Нужна ли прогрессивная шкала налогообложения для физических лиц? Реально высокие доходы имеют несколько процентов казахстанцев и насколько выгодно облагать их высокими налогами? Тут, наверное, надо говорить не о налогообложении физических лиц вообще, а про налоги на богатых.
3. Налоги на богатых – помимо налогов на дома и машины, прогрессивную шкалу, возможно, будут использовать и для индивидуального подоходного налога. Но что касается налогов на дивиденды и доли прибыли компаний? Сейчас после 3 лет владения они не платятся, а именно с них и получают основные доходы богатые люди, а вовсе не с заработной платы. Будет ли внедряться такой налог или нет? А есть еще налоги на наследство…
4. Окупаемость налогов – у нас сейчас 87 видов разных налоговых поступлений (это без учета поступлений идущих в Национальный фонд). Но размеры у них разные - 37 поступлений дают 99% от общего количества налогов, а оставшиеся 50 видов налоговых поступлений дают всего 1% от общей суммы. И вот тут нужна оценка – зачем государству нужны налоги, на сбор которых тратится больше денег, чем они приносят? Ведь это отнимает кучу усилий, как у госслужащих, так и у бизнесменов, которые можно потратить на более достойные поводы.
5. Повышенные налоги для отдельных видов бизнеса. К примеру, для банков налог на прибыль хотят сделать вместо 20% целых 25%, что вроде на первый взгляд не так много, но учитывая, что прибыль банков в прошлом году составила 2,2 трлн тенге разница в 5% - это 110 млрд тенге. На самом деле очень большая сумма, за которую стоит побороться. И так для многих видов бизнеса, чьи налоги захотят увеличить.
6. Возврат НДС – эта процедура крайне утомительная и проблемная. Кому-то НДС возвращают, кому-то нет, кому-то возвращают быстро, кому-то с задержкой. Может надо как-то эту процедуру упростить, уменьшить коррупционные риски и так далее. Для экспортеров это очень важный вопрос.
7. Налоговые льготы и стимулы - их сейчас огромное количество, одни из них привязаны территориально к различным территориям с особым режимом, другие к отраслям. Но насколько они оправданы и не дают ли несправедливого преимущества отдельным компаниям?
8. Упрощенные налоговые режимы для малого бизнеса – нужно ли их сокращать, учитывая, что малый бизнес постоянно хочет уйти в тень из-за низкой рентабельности и неумение администрировать налоги? Разработчики хотят стимулировать переход из малого бизнеса в средний, но готов ли бизнес к этому?
9. Авансовые налоговые платежи – сейчас эта практика сильно распространена на местном уровне, что приводит к тому, что деньги из будущего проедаются сейчас и проблемы бюджета только усугубляются.
10. Наказания за неуплату налогов – по идее, такие наказания должны стимулировать платить налоги, а не полностью уничтожать бизнес, делая его дальнейшую работу бессмысленной и убыточной. Надо тут сменить парадигму.
Это самые основные вопросы, которые первым делом всплывают при обсуждении Налогового Кодекса. Скорее всего, будут еще другие поводы для предложений, но тут есть вопрос в огласке. Очень часто довольно важные вещи попросту игнорируются медийной повесткой и потом становятся сюрпризом для граждан. Обсуждение нового Налогового Кодекса должно стать другим – гораздо более широко обсуждаемым.
Ну и в завершение, надо отметить, что если в новый Налоговый Кодекс закладывается идея о том, что граждане все больше и больше будут платить налогов, декларировать свои доходы и по-другому относиться к налогам, то в новый Бюджетный Кодекс надо закладывать идею как можно более эффективного использования этих налогов. Иначе такое противоречие подорвет государство в целом.