Жандос Умиралиев напомнил, что с 14 марта не допускается опубликование в СМИ результатов опросов, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов. Запрещается проводить такие опросы в помещении или пункте для голосования (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона "О выборах в РК"). Их можно вести лишь на выходах из избирательных участков зарегистрированным юридическим лицам, письменно уведомившим Центральную избирательную комиссию. Результаты данных опросов разрешается опубликовывать в СМИ только после дня голосования, то есть с 00:00 часов 20 марта 2023 года. Несоблюдение указанных требований Конституционного закона влечет ответственность по статьям 102 и 120 Кодекса об административных правонарушениях. Данные правовые требования касаются как внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, так и депутатов маслихатов всех уровней.
Особая роль в соблюдении выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий. Законом предусмотрена их ответственность за:
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;
- выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
- непредставление сведений об итогах голосования. Это влечет административную ответственность (ст.106 - предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 - штраф 25 МРП, ст.110 - штраф 25 МРП, ст.119 - штраф 25 МРП). Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав - от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до 4 лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели политических партий, иных аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций Казахстана, доверенные лица кандидатов. Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом (статьи 20-1, 20-2, 31).
Этот закон наряду с правами налагает на наблюдателей и доверенных лиц ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия. Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели - документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию. Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии. Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.
Вместе с тем, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов. При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования. Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК). Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, наблюдение могут вестись только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных. Их нарушение влечет административное наказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных) или уголовную - по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред. В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения. Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию. Уверен, что наблюдатели и доверенные лица реализуют свои права без нарушений закона.