"Касательно предложения ввести требование о беспартийном статусе Президента РК на период его полномочий - то есть с момента за минуту до принятия присяги до момента через минуту после принятия присяги следующим президентом - возникает вопрос: будет ли это требование распространяться на сотрудников Администрации Президента? Интересная ведь будет ситуация, если глава государства будет стоящим над партийным полем беспристрастным арбитром, а работающие рядом с ним Государственный секретарь, Руководитель Администрации, Замруководителя по идеологии, прочие помощники и советники будут состоять в партии и принимать активное участие в ее работе", - отмечает политолог Газиз Абишев.
В нынешней ситуации, как поясняет эксперт, президент Токаев после принятия закона выйдет из партии Amanat. При сохранении Устава в его нынешнем виде Партия изберет нового председателя. "Ну интересно же ведь: президент - беспартийный, а работающие с ним соратники, помогающие разрабатывать государственную политику - члены партии, возглавляемой другим человеком. Ну ладно, допустим Amanat изменит Устав и перейдет от лидерского к коллективному типу руководства: должность председателя будет упразднена, рулить будет Политбюро со сменяющимся ежегодно символическим председателем, рабочая рутина - на коллективном секретариате. Но ведь президентом в будущем может стать представитель другой партии, в которой тоже будет председатель. Ей тоже надо менять Устав, упраздняя должность председателя? Необходимо обсудить в Рабочей группе по разработке конституционной поправки", - подчеркивает Газиз Абишев.
Также касательно беспартийного статуса руководителей не входящих в правительство центральных государственных органов, политолог напомнил следующее:
Статья 23 Конституции РК напрямую запрещает военнослужащим, сотрудникам органов национальной безопасности (кадровым чекистам), правоохранительных органов (прокурорам, полицейским, антикоррам, финразведчикам) и судьям состоять в политических партиях и выступать в поддержку какой-либо политической партии.
"Расширение списка внепартийных должностей до председателя и членов ЦИК, председателя и членов Высшей аудиторской палаты, председателя и членов Конституционного суда и Конституционного совета - вполне укладываются в логику государственного строительства.
Партийный Мажилис утверждает партийное правительство, реализующее партийную предвыборную программу, а сам тем временем издает соответствующие партийной предвыборной программе законы. Президент и все прочие высшие государственные чиновники находятся вне партий, защищая государственный скелет от порабощения партийными структурами", - считает эксперт.
Вместе с тем, по его словам, возникает необходимость уточнения внепартийного статуса председателей не входящих в Кабинет министров центральных органов. "Ведь самый истовый партиец может быть назначен, одномоментно выйдя из партии, сохранив при этом верность идеалам своей партии и связь с ее активистами, имея возможность восстановиться в партии в любой момент. Поэтому, можно подумать о карантинном беспартийном ограничении до и после занятия соответствующих должностей. К примеру, назначаемый на беспартийную руководящую должность должен предыдущие два года не состоять ни в какой партии. И после ухода с беспартийной должности не иметь права вступать в какую-либо партию в течение половины срока занятия этой должности (просидел главой ЦИКа 3 года - 1,5 года после увольнения не имеешь права вступать в партию). Это даст чуть большую гарантию независимости высших чиновников от интересов любой партии. Важно, особенно для серьезных организаций с серьезными полномочиями", - предложил Газиз Абишев.