Над одним из самых долгих и дорогостоящих проектов Казахстана «Астана LRT» вновь сгущаются тучи. Задуманный еще в 2005 году, легкорельсовый транспорт начал строиться в 2011 году и должен был быть запущен в 2020 году. Но череда определенных событий, в числе которых особое место имеют коррупционные преступления, поставили работы по строительству LRT на «стоп».
В 2019 году Президент Касым-Жомарт Токаев подверг жесткой критике саму идею строительства LRT и ее исполнителей. «Проект изначально был ошибочным, это надо признать, проект с сильным запахом коррупции. Надо принять оптимальное решение, простой снос означает потерю денег и времени», — сказал тогда Глава государства.
Учитывая уже потраченные на тот момент средства на LRT, разумнее всего оказалось достроить объект. Летом 2021 года строительство LRT возобновилось.
Но в этом году стало известно об очередной проблеме. Столичные предприниматели, привлеченные к строительству LRT, пожаловались на задержки с оплатой за их работу и аренду техники.
Председатель ОО «Объединение собственников автокранов и спецтехники» Андрей Жук рассказал нашей редакции, что многим субподрядчикам на объекте средства перечисляют с большой задержкой. Некоторые из них, по его словам, не получили оплату даже за прошлый год.
Так, по словам Андрея Жука, одно из предприятий — ИП «Реминная О.А.», которое предоставляет спецтехнику и работников для строительных работ на LRT, — не получило оплату за август текущего года. Долг перед данным ИП превышает 16 млн тенге. Предприниматель заключил договор с китайской компанией «China Railway Asia-Europe Construction Investment Co., Ltd», которая является генеральным подрядчиком в проекте LRT и которая, в свою очередь, заключала соглашение с казахстанской стороной в лице астанинской транспортной компании CTS.
«ИП «Реминная О.А.» заключил договор с китайской компанией, которая является подрядчиком. Начал работать с ними в апреле текущего года. У предпринимателя арендовали спецтехнику (автокраны) вместе с экипажем. С самого начала, с весны, с расчетами перед ИП у них все очень плохо. Предприниматель отработал август и ушел с LRT. Не стал работать, как раз-таки в связи с тем, что оплата нестабильная, нарушался договор в плане подписанных отработанных часов. За август субподрядчику обещали заплатить до 15 сентября, но денег он не получил. Далее ему сказали, что оплатят 1 октября, но после того, как средства вновь не были оплачены, пообещали рассчитаться после китайских праздников в октябре», — поделился подробностями Андрей Жук. Субподрядчик согласился ждать перевод средств до 10 октября. Но не получив в очередной раз оплаты, 11 октября предприниматель обратился в редакцию Turan Times через председателя ОО «Объединение собственников автокранов и спецтехники».
Андрей Жук предоставил нашей редакции обращение организации, адресованное филиалу «China Railway Asia-Europe Construction Investment Co., Ltd» в Казахстане. Документ датирован 22 июля 2024 года. В нем объединение заявляет о систематических уклонениях от оплаты за оказанные услуги владельцам спецтехники и другим юридическим лицам. Организация потребовала в срок до 1 августа 2024 года устранить все недостатки. С обращением, как отметил Андрей Жук, заказчик был ознакомлен, и подписал его руководитель филиала китайской компании.
«Сейчас речь идет только о кранах. А ведь есть еще и другая спецтехника (бульдозеры, тракторы, манипуляторы), а также сами стройматериалы. Задолженности, я думаю, миллиардные. Люди просто пытаются забрать свои заработанные деньги оттуда. А ситуация такая у многих, но большинство не хотят идти на конфликт, думают: «Ладно, как-нибудь и когда-нибудь вытащим (прим. - деньги)», — отметил Андрей Жук.
Мы связались напрямую с владельцем спецтехники другого ИП, работающего на строительной площадке LRT. Наш собеседник пожелал остаться анонимом. Он рассказал, что тоже заключил договор по LRT с «China Railway Asia-Europe Construction Investment Co., Ltd» и работает с ними с сентября прошлого года.
«Нам оплата идет с задержкой где-то в 2-2,5 месяца. Это с прошлого года еще. Получается декабрь отработали, но декабрьскую оплату мы забрали только в апреле месяце. Мы снова с апреля начали работать, договор опять на новый год заключили, но первый транш за апрель мы получили только в июне. Нам оплачивают, но с задержкой. Мы сейчас за август и сентябрь еще не получили. Нам обещают пока только за август оплатить в конце октября», — рассказал собеседник редакции.
По его словам, заказчик утверждает, что задержки связаны с тем, что в компанию в свою очередь финансы поступают поздно.
«Нам китайская сторона сказала, что сейчас у них средств нет, они ждут перечисления. Я так понял, что с головного офиса. Но у самой фирмы сейчас денег нет», — добавил столичный предприниматель.
Вместе с тем, он продолжает осуществлять работы на LRT, поскольку заключенный с заказчиком договор действует до конца текущего года.
«Мы еще работаем до конца года. У нас безвыходная ситуация. Мы так выходим из положения: у меня есть своя машина частная, я ее заложил в банк, в кредит, потому что нужно оплачивать за солярку, амортизации, запчасти, зарплату водителям. Мне пришлось заложить машину свою», — добавил владелец спецтехники.
Как рассказал нам Андрей Жук, 11 октября, в пятницу, представители компании CTS провели встречу со всеми собственниками техники, перед которыми имеется задолженность по LRT. На встрече, по словам представителей ИП «Реминная О.А.», стало ясно, что китайская компания пока не может рассчитаться с субподрядчиками из-за задержки финансирования со стороны CTS.
Для выяснения обстоятельств мы обратились за официальным комментарием в пресс-службу CTS. В компании нам сообщили, что в настоящее время имеется необходимость корректировки бюджета по проекту LRT.
«Наймом работников напрямую занимается генеральный подрядчик китайская компания «China Railway Asia-Europe Construction Investment». Задолженность перед подрядчиком образовалась по причине значительного перевыполнения плана работ. В связи с чем возникла необходимость корректировки бюджета. При этом, с рядом поставщиков услуг CRAEC, перед которыми имеется задолженность, проведены встречи с разъяснениями по оплате», — сообщили в пресс-службе CTS.
На вопросы о том, какова общая задолженность перед субподрядчиками и когда они получат свои средства, ответы мы не получили.
Наша редакция обратилась также и в Министерство финансов. На пресс-конференции на площадке правительства, 15 октября, мы задали вопрос Министру финансов Мади Такиеву касательно описанной столичными предпринимателями ситуации по работам на LRT.
«Интересный вопрос. Я в первый раз его слышу, конечно. Что касается LRT — там проблем нет, там деньги заемные. Этот момент надо рассмотреть, наверное, во взаимоотношениях подрядчика и субподрядчиков. В целом все, что касается LRT, там все обязательства исполняются. Деньги своевременно выделяются. Если дадите (прим. - знать), что за индивидуальные предприниматели, мы давайте уточним все», — сказал министр.
Свой комментарий также озвучил Заместитель Премьер-министра - Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров.
«Я могу сказать, что правительство, мы, знаем и понимаем необходимость завершения этого проекта как можно скорее. Принимаем все меры, в том числе, по привлечению возвратно-заемного финансирования. Насколько я знаю, и на следующий год определенные решения принимаются. Подрядчики без денег не останутся. Наша задача – этот проект быстро закончить, ввести в эксплуатацию и, как говорится, закрыть этот вопрос. Мы акимату переадресуем этот вопрос, пусть они разберутся, что там подрядчики делают. Потому что, когда такие сроки, конечно, возникают вопросы своевременной оплаты. У каждого там есть своя правда. Мы разберемся», — пообещал вице-премьер.
В тот же день с нами связалась пресс-служба Министерства финансов, попросив описать ситуацию детально. Информация внутри ведомства была передана уполномоченным лицам. Других уточнений на сегодняшний день редакция еще не получила.
Тем временем субподрядчики в лице отечественных предпринимателей беспокоятся, что оплата за выполненную ими работу может быть отложена на следующий год.
Редакция Turan Times продолжит следить за ситуацией.