RSS лента

Школьные проблемы: неравномерное финансирование, аварийные здания, трёхсменное обучение

  • 17.10.2022, 09:22,
  • 639
  • 0
  • Автор:
Автор фото: Білімді Ел

Сегодня в Казахстане существует большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы, передает Turantimes.kz.

Каждый год Астана выделяет миллиарды тенге из государственного бюджета на флагманские образовательные проекты, названные в честь бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) должны были стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследования, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ на всех уровнях обучения от начальной до старшей школы.


Подобная сеть академически свободных школ призвана взрастить для РК сильный корпус технократов. В то же время остальным школам страны необходимы достаточная оснащённость и достойное финансирование для достижения таких же высоких результатов. Однако во многом общеобразовательные школы всё ещё работают по советской системе и имеют более низкий уровень успеваемости.


По данным Ranking.kz, средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета: в 2022 году было выделено 12,4 млрд тг. В то же время расходы на государственные школы составили 1,2 трлн тг. Сюда входят статьи расходов на обеспечение доступности качественного школьного образования, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.


Хотя общая сумма средств, полагающихся обычным школам, и кажется более весомой, однако при пересчёте на одну школу ситуация меняется. В Казахстане, по данным Бюро национальной статистики на 2021/2022 учебный год, 7550 школ, а НИШ — всего 21.


Таким образом, бюджет на одну государственную школу в 2022 году составляет 159 млн тг. Это в 3,7 раза меньше, чем бюджет одной НИШ (592,1 млн тг). К слову, депутат Мурат Бактиярулы в июне этого года заявил о более существенной разнице в финансировании — в 6 раз.


 

Тем временем Казахстан испытывает острую нехватку мест в школах. В августе министр просвещения Асхат Аймагамбетов заявил, что в настоящее время в стране не хватает более 260 тыс. ученических мест, и к 2025 году эта цифра может вырасти до 1 млн. Из-за дефицита мест, по разным данным, действует более сотни школ, в которых дети учатся в три смены.


Уровень материально-технического оснащения школ — другой важный фактор, влияющий на эффективность и результативность деятельности учеников. Международные исследования, в том числе PISA, подчёркивают взаимосвязь между образовательными достижениями учащихся и материальным оснащением школ.


И здесь сельские школы как особый тип учебных заведений требуют к себе особого внимания со стороны государства. Сегодня в Казахстане существует большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы.


Разница в финансировании, а также социальные и миграционные факторы приводят к сокращению количества сельских школ: если в 2015 году их насчитывалось 5546, то к концу 2021 года осталось всего 5262.


Кроме того, в 2020/2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии, и почти все они работали в сельской местности.


 

Согласно данным из последнего Национального сборника «Статистика системы образования Республики Казахстан», опубликованного в 2022 году, спортивные залы полностью отсутствуют в 25,4% школ, а спортивные комплексы в 10,2% школ расположены в приспособленных зданиях. 13,6% школ не имеют библиотек, 15% школ — столовых.


На качество образовательного процесса влияет и наличие новых модифицированных классных комнат. В комплект классных комнат входят специализированная мебель, мультимедийные программы, интерактивное оборудование. Поставка таких классов и интерактивных досок в школы РК началась ещё в 2005 году. Однако к концу 2020 года почти треть школ (29,3%) не имеют кабинетов новой модификации.


В сельских школах также наблюдаются относительно низкие квалификационные характеристики педагогического состава. Так, доля учителей с высшей категорией в сельской местности составила всего 18,5% от общей численности, а в городской — 31,2%. Четверть педсостава городских (23,7%) и сельских (24,1%) школ составляют преподаватели, которые вообще не имеют категорий.


 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости