«Вопросы с коммуникациями необходимо признать. Мы со своими коллегами об этом тоже говорили, конечно. Но что касается ответов, ученые уже ответили. Сегодня, кстати, они встречаются и дополнительно дадут полные пояснения.
Но здесь, я так понимаю, вопросы возникают относительно издания и освещения через специальные научные журналы, которые являются рецензируемыми. Здесь несколько факторов. Во-первых, у нас вторая фаза полностью была завершена в апреле. Дальше было время для того, чтобы статистически обработать, сдать документы в Национальный центр экспертизы лекарственных средств. Без того, чтобы пройти 1-2 фазы, полностью иметь полные результаты 1-2 фазы, сдавать материалы в рецензируемые международные журналы очень высокого уровня, конечно, было очень сложно. Тем не менее, наши ученые, как только завершилась эта работа, получили полные эмпирические данные по итогам 1-2 фазы, они сделали эту научную статью на английском языке и направили в редакцию одного из ведущих научных журналов. Там проходит рецензирование», – сказал Аймагамбетов.
Министр уточнил, что большинство рецензентов дают соответствующие заключения.
«Мы надеемся, что в ближайшее время статья все-таки выйдет в свет. Знаете, если бы речь шла о том, чтобы опубликовать эту статью в каком-то казахстанском журнале, пусть даже рецензируемом, это можно было бы сделать на следующий день. Но перед нами стоит задача сделать так, чтобы результаты этих клинических исследований вышли в международном журнале. Соответственно, с этим связаны эти временные вопросы. Но сейчас наши ученые статью написали, сразу направили еще несколько месяцев назад в издание. Там проводится рецензия. Мне говорят о том, что эта рецензия уже практически завершена и что нашу статью готовы опубликовать, но будем ожидать. Если бы мы опубликовали в другом журнале заранее эту информацию, то в международном журнале ту же самую информацию уже повторно публиковать не было бы возможности», – заявил глава МОН.
По его словам, название издания он назвать не может.
«Вчера наши коллеги говорили, что там несколько изданий. Там публикация будет отдельно по итогам доклинических исследованиям, отдельно публикация планируется по итогам первых двух фаз клинических исследований. И отдельно у нас готовится статья по итогам третьей фазы клинически исследований. У нас уже в июле заканчивается третья фаза. В принципе уже определенная часть материалов и первичная документация есть. Поэтому наши ученые готовят сразу три статьи. Из них одна статья еще будет только по итогам третьей фазы, две другие статьи уже поданы и проходят рецензию. И мы надеемся, что эти статьи будут опубликованы», – добавил министр.
Как он отметил, результаты доклинических исследований вакцины проверяются Национальным центром лекарственных средств, и только после дается разрешение на клинические исследования, которые также проверяются.
«Нам необходимо дождаться результатов и доверять своим ученым. Понимаете, у нас есть такой феномен, когда мы своих же ученых или артистов, которые добиваются успехов, обычно не особо ценим до того момента, когда об этом не начнут говорить в других странах или на каком-то, скажем так, другом уровне. Я думаю, что у нас достаточно сведений и данных, чтобы говорить, что наши ученые провели очень большую и важную работу, за что мы должны быть им благодарны», – резюмировал Аймагамбетов.
Напомним, ученые и врачи из сообщества Medsupportkz заявили, что не могут рекомендовать казахстанскую вакцину против коронавируса.
В НИИ проблем биологической безопасности Комитета науки (разработчик вакцины QazVac) ответили, что использование формальдегида при производстве препарата не снижает ее антигенность и иммуногенность, а также пообещали опубликовать результаты исследований вакцины.