- Голоса «за» и «против» идут практически вровень, при этом, долгое время лидировали противники. Можно ли сказать, что таким образом общество Молдовы высказалось в целом «против» вступления в ЕС?
- Лучше сказать, очевиден раскол по данному вопросу. Тема референдума очень тесно сплетена с президентскими выборами, так как голосование о ЕС было инициировано действующим президентом Майей Санду. И итоги, безусловно, оказались куда хуже ее ожиданий, так как многие социологические опросы предсказывали уверенную победу сторонников евроинтеграции.
Дата референдума же была назначена одновременно с выборами сразу по нескольким причинам. Во-первых, таким образом Санду пыталась закрепить за собой имидж главного проевропейского политика и мобилизовать проевропейски настроенный электорат. Во-вторых, чтобы референдум посетило как можно больше человек, так как уже бывали прецеденты, когда всенародные плебисциты в Молдове не набирали достаточного количества голосов (референдум считается состоявшимся, если проголосует не менее трети избирателей). Как в итоге все это повлияет на позиции действующего президента, увидим 3 ноября.
- Как по-вашему, каковы основные причины того, что практически половина граждан проголосовало «против» вынесенного на референдум предложения?
- Причин сразу несколько. Во-первых, далеко не всем было понятно, о чем вообще данный референдум. Ведь, строго говоря, от его результатов не зависит, будет Молдова в ЕС или нет. Голосование определяет только лишь изменения в Конституции Молдовы, куда предлагается внести слова, что вступление в Европейский союз является стратегической целью страны, а сам европейский курс является «необратимым». Сама Молдова находится на этапе переговоров о вступлении с 2023 года. Этот процесс может занять долгие годы и вообще не обязан закончиться вступлением страны-кандидата в ЕС. Брюссель имеет полное право прекращать, приостанавливать и перезапускать переговоры. Для сравнения: переговоры о вступлении Турции начались в 2005 году, Черногории – в 2012, Сербии – в 2014, Албании – в 2020. И все эти страны до сих пор не члены ЕС.
Во-вторых, само позиционирование референдума как своеобразной предвыборной платформы Майи Санду привело к тому, что против голосовали те, кого не устраивает действующий президент, обещавшая перед первым президентским сроком масштабную борьбу с коррупцией и экономический подъем.
В-третьих, голоса «за» начали серьезно расти во время подсчета голосов на зарубежных участках. То есть, как и в случае с прошлыми президентскими выборами, серьезную роль оказали зарубежные диаспоры, большинство которых уже находятся в Европе. Это обостряет отношения между теми, кто живет в Молдове и теми, кто в ней не живет.
- Изменятся ли теперь внешнеполитические приоритеты Молдовы, откажется ли страна от членства ЕС, ведь значительная часть проголосовала "против"? Стоит ли ожидать кардинальных изменений?
- Это будет зависеть от исхода президентских выборов 3 ноября и парламентских выборов в следующем году. При этом далеко не все оппоненты действующей власти выступают и против членства в ЕС. Таким, например, является кандидат, занявший второе место, Александр Стояногло. Однако им приходится критиковать сам референдум, так как считают его своеобразной избирательной платформой Майи Санду.
- Какие могут последовать действия со стороны ЕС? Что изменится во взаимоотношениях между двумя сторонами?
- Конкретные действия в виде, например, официального прекращения переговоров последуют вряд ли. Однако референдум однозначно скажется на их скорости, а именно мотивированности Брюсселя торопиться с принятием Молдовы. При том, что у этой страны и без того хватает других сложностей на пути к вступлению в Европейский союз.
- В чем заинтересованность Молдовы в ЕС и зачем союзу Молдова? Каковы интересы двух сторон в этом процессе?
- Для Молдовы можно выделить три интереса. Во-первых, государство очень зависит от экспорта рабочей силы в ЕС. Во-вторых, после начала войны в Украине в Молдове усилились страхи за собственную безопасность. Вступление в ЕС рассматривается в данном контексте как дополнительная защита. В-третьих, вступление в Евросоюз – это вопрос престижа и имиджа, так как ЕС является самым развитым интеграционным объединением в истории человечества с достаточно высоким уровнем жизни его граждан.
С точки зрения ЕС все немного сложнее. Европейский союз – это в первую очередь экономическое объединение. Конкретных же экономических выгод от вступления Молдовы для ЕС не предвидится. Однако серьезную роль внутри Евросоюза играют и идеи демократии, прав человека. Для Союза выгодно быть окруженным странами, которые разделяют данные убеждения и позитивно настроены к европейским товарам.
В ходе переговоров о вступлении страна-кандидат должна проводить целый ряд реформ практически во всех сферах, преимущественно в экономике, законодательной сфере и борьбе с коррупцией. Даже если по итогам переговоров страна-кандидат не станет членом ЕС, представителям европейского бизнеса будет намного легче в ней работать.
- Поговорим об евроскептицизме в регионе. Какова сейчас ситуация в целом в Европе по отношению к европейскому объединению? Наблюдается ли рост противников этой идеи?
- Евроскептицизм внутри самого ЕС – явление достаточно серьезное, однако не монолитное. Стоит понимать, что самих евроскептиков принято делить на две большие группы: «мягких» и «жестких». «Мягкие» евроскептики, к которым можно отнести польскую партию «Право и справедливость» и венгерскую партию «Фидес» во главе с премьер-министром Виктором Орбаном, критикуют отдельные институты ЕС или происходящие в нем процессы, призывая к реформам, однако не выступают за выход своей страны из состава Союза.
«Жесткие» же евроскептики выступают либо за роспуск Евросоюза, либо за выход своего государства. Подобный прецедент был в Великобритании, где «жесткие» евроскептики во главе с Найджелом Фараджем добились выхода королевства из ЕС.
Однако и те, и другие евроскептики негативно влияют на образ Европейского союза. При этом тяжело сказать, что переговоры с другими странами о вступлении позволяют данный ущерб перекрыть.
То, что еще целый ряд государств на Балканах и среди стран бывшего СССР желает вступить в ЕС, еврооптимисты преподносят как достижение: их модель и ценности привлекательны для других. Евроскептики же выступают против дальнейшего расширения на восток, так как, по их мнению, это просто увеличивает количество дотационных регионов. Даже сейчас на официальном уровне внутри ЕС говорится о «Европе двух скоростей», то есть, более развитого Запада и более отсталого Востока. Евроскептики из развитых государств не желают еще больше платить дотаций менее развитым. А евроскептики из восточных государств опасаются, что получаемые ими эти самые дотации будут перераспределены в пользу новых членов.
В целом же позиция евроскептиков потихоньку, но растет. Они активно участвуют в публичной политике, в выборах в местные, национальные органы и даже европейские органы. Пока евроскептики не являются доминирующей силой и вряд ли можно сказать, что станут таковыми в ближайшем будущем. Однако они замедляют и без того не быструю работу европейских органов.