Что такое Clubhouse и как он устроен
Социальную сеть разработали бывшие сотрудники Google в 2020 году. Но действительно «выстрелила» она лишь в конце января 2021 года после того, как к ней присоединился Илон Маск и написал об этом в своем Twitter. Так, приложение дошло и до казахстанского сегмента интернета.
При регистрации участников просят указать настоящие имя и фамилию, а также выбрать интересы. Согласно им, формируются «комнаты» в коридоре (привычнее – в ленте), которые вам будут интересны. Вы можете войти в любую из них. В одной ведут разговоры Джарерд Лето и Канье Уэст, в других – топ-менеджеры Яндекса и Mail.ru, члены американской киноакадемии, стендаперы, клипмейкеры, медики, привившиеся от коронавируса и многие-многие другие. Такие кружки по интересам.
Есть комнаты, где разговаривают два или несколько человек. Чаще всего двери туда закрыты.
А есть комнаты, в которых количество участников достигает тысячи. К слову, в соцсети установлен лимит в 5000 слушателей. При этом любой может поднять руку и попроситься к микрофону для высказывания своего мнения или вопроса спикеру.
Кроме ограничения на количество слушателей, в соцсети установлен запрет на запись беседы. Если вы все же попытаетесь, приложение отобразит предупреждение о возможной блокировке вашего аккаунта.
Вы можете подписаться на других людей и следить, в каких комнатах они общаются. Приложение уведомит вас об эфире нужного вам человека.
Помимо комнат, имеются клубы – сообщества пользователей, интересующихся какой-то определенной темой. Внутри него также открываются комнаты, к которым смогут подключаться лишь участники клуба. Однако самому создать клуб пока не удастся – делают это разработчики вручную, для этого необходимо отправить запрос. Приоритет отдают не раз выступавшим спикерам.
Любую комнату вы легко покинете по-английски: в интерфейсе есть специальная функция, при которой уведомление о вашем выходе не получит никто.
Так как же попасть в Clubhouse?
Есть несколько простых способов, однако пока что сервис работает лишь на iOS 13 и новее.
Первый и самый популярный – получить инвайт. Ваши знакомые и друзья, которые уже пользуются Clubhouse, смогут отправить вам приглашение.
Однако их количество ограничено. Инвайт не требуется при втором способе – любой пользователь сможет пригласить вас сам, если номер вашего телефона имеется у него в контактах. В этом случае ссылка для регистрации придет вам по SMS. Количество таких «приглашений» неограниченно.
По такому же принципу можно скачать приложение и оставить в нем заявку на авторизацию. Те, кто не готов ждать, наладили систему приглашений в популярных Telegram-каналах. Некоторые казахстанцы даже умудрились продавать инвайты. Цена на одно приглашение варьируется от 2 до 25 тыс тенге на OLX.
Предприимчивые бизнесмены запускают акции по раздаче инвайтов для привлечения посетителей.
Кого можно встретить в Clubhouse?
Как мы уже писали, по-настоящему всплеск интереса к Clubhouse случился после выступления в одной из комнат Илона Маска. Основатель Tesla и SpaceX поделился подробностями о готовящейся экспедиции на Марс, рассуждал о воспитании детей в современную эпоху, высказывался о последних новостях.
Следующим большим гостем в Clubhouse стал Марк Цукерберг. Вероятно, ему соцсеть очень понравилась, поскольку вскоре стало известно о планах Facebook разработать собственный аналог Clubhouse. Впрочем, как и всегда.
К Маску и Цукербергу быстро присоединилось множество других знаменитостей.
Зарубежный опыт показал, что разговор в Clubhouse все-таки может быть записан – сервис разрешил выложить на YouTube выступление Маска из-за большого ажиотажа. Вместе с тем спикерам неплохо было бы иметь уже сложившуюся современную аудиторию, готовую слушать. Иначе есть риск блокировки комнаты, как и случилось с Владимиром Соловьёвым. Телеведущий анонсировал эфир на тему «Почему в России не взлетела квир-революция», а пользователи массово начали отправлять репорты на трансляцию.
В казахстанском сегменте Clubhouse начало февраля выдалось не менее интересным. Экономист и тележурналист Рахим Ошакбаев обсуждал нашумевший закон о бытовом насилии с PR-специалистом Ринатом Балгабаевым, учредитель казахстанского The Village Айсана Ашим вела беседы о феминизме со слушателями, гендир Vlast.kz Вячеслав Абрамов рассуждал о будущем ресторанного бизнеса с куратором школы сервиса Novikov Жанной Прашкевич. В неформальной и в какой-то степени даже дружеской обстановке слушателям удалось открыть для себя спикеров с новой стороны.
В комнатах можно было заметить и «вайнеров» Армана Юсупова, Жеку Fatbelly, Нурлана Батырова, Назима Мисанова и других.
К слову, в Clubhouse зарегистрировался и помощник президента Ерлан Карин. Возможно, стоит ожидать, что модный сервис станет популярным среди высших политических элит.
Почему Clubhouse стал популярным и что его ждет дальше
Пусть формат соцсети нов и на первых порах непонятен, но Clubhouse все же заставляет пользователя остаться и освоиться в нем. Механика с инвайтами, конечно, повышает привлекательность приложения. Как мы помним из самого известного сюжета, недоступное всегда манит еще больше.
Но Clubhouse, как кажется, в первую очередь берет ограниченностью контента. Мы привыкли, что запись прямого эфира отсматривается и слушается позже, а статьи и посты могут годами покрываться пылью и плесенью в переполненных закладках. Но в Clubhouse послушать и поговорить получится только здесь и сейчас. Так, например, на днях в соцсети удалось пооткровенничать с предполагаемой дочкой Путина Луизой Розовой, но что произошло в Clubhouse, осталось в Clubhouse.
Отсюда вытекает ощущение принадлежности к чему-то неповторимому, особенному. Будто вы «залетели» на огонек или собрались в баре, где подсели к успешным и интересным подслушать, что же они обсуждают, и даже поучаствовать в дискуссии. Если вам не хватает живого общения, легких разговоров о том, как живут в других странах или зачем нужен Twitter, то Clubhouse явно вам полюбится.
Но, возможно, вы будете вынуждены сбить себе режим – ведь самое интересное происходит по другому часовому поясу, что не может не огорчать.
К минусам можно отнести и слишком частые уведомления, без которых Clubhouse не имеет смысла. Отключить их – значит упустить горячее обсуждение.
Если в будущем разработчики наладят систему записи и увеличат количество слушателей одной комнаты, то исправить поведение самих пользователей им будет сложно. Перебивания, кики несогласных с мнением админа и просто скатывание в трёп – большинство бесед в Clubhouse.
Словом, если вы пришли в соцсеть за обучением, то вы свернули не туда. Познавательные обсуждения ведутся в редких комнатах.
Пока непонятно, вырастет ли Clubhouse во что-то регулярное и удобное. Фишка бесед в реальном времени может обернуться против сервиса – у работающих и занятых людей может не найтись времени на ежедневную гонку «успеть послушать, пока не исчезло».
Останутся ли интересные профессионалы и лидеры мнений, явно привлеченные хайпом, для спичей и наращивания аудитории, – также открытый вопрос.
В целом, Clubhouse может быть весьма полезен. К примеру, помочь развить вам навыки уверенного выступления перед незнакомой и живой аудиторией. В особенности, если вы чувствуете себя некомфортно перед людьми и камерами. Зайти и попробовать явно стоит!