Магеррам Магеррамов напомнил, что в сентябре 2023 года озвучил депутатский запрос на тему "О реформе ценообразования". В рамках этого запроса был предложен ряд реформ, которые, по его словам, могли бы модернизировать политику в сфере регулирования цен на товары, работы и услуги в общественно значимых сферах жизни.
В ответе прошлого Правительства было указано, что переход на рыночное ценообразование является необходимой мерой, которая повысит эффективность деятельности предприятий и улучшит качество предоставляемых товаров, работ и услуг. Более того, по утверждениям Кабмина, государственное ценовое регулирование воспрепятствует привлечению инвесторов в Казахстан.
"Однако, за прошедшие 9 лет, регламентированные в Предпринимательском Кодексе механизмы государственного влияния на ценообразование, в частности пассивное участие государства в вопросах ценообразования не оправдали своих ожиданий", — считает депутат.
Так, минимальная заработная плата, установленная в 2024 году, составляет 85 тыс. тенге. Общая сумма затрат на социально значимые продовольственные товары, которые состоят из 19 наименований, в городе Астане составляет 20 454 тенге, что равняется четверти минимальной заработной платы.
"Подобные показатели неприемлемы, учитывая, что у взрослого работающего человека, получающего минимальную заработную плату, на иждивении могут быть несовершеннолетние дети. Соответственно, затраты на продовольственные товары будут увеличены как минимум в 2-3 раза. Данные показатели не учитывают необходимость передвижения, досуга, обеспечения лекарственными средствами, коммунальные услуги, затраты на образование и проживание. Исходя из изложенного, вопрос, насколько эффективна политика ценообразования в Республике Казахстан, учитывая то обстоятельство, что пороговые значения цен на продовольственные товары несопоставимо велики по отношению к минимальной заработной плате?", — обратился мажилисмен к главе правительства.
Вместе с тем, по словам Магеррама Магеррамова, за последние годы пассивного государственного участия в вопросах ценообразования Казахстан не достиг ожидаемой инвестиционной привлекательности, развитие же промышленности и предпринимательства - не смогло достигнуть того уровня, который бы явно показывал реальную эффективность введенных Предпринимательским Кодексом механизмов, которые отстаивались прошлым Правительством.
"На основании вышеизложенного возникает вопрос к новому Правительству: не считаете ли вы уместным пересмотреть вопрос участия государства в политике ценообразования поставив во главу все-таки интересы человека, а не бизнеса?", — заключил свой депутатский запрос парламентарий.