RSS лента

Речь не о развитии, а о выживании: птицеводы Казахстана жалуются на госрегулирование

  • 29.07.2022, 11:15,
  • 614
  • 0
  • Автор:
Автор фото: elorda.info

Отечественные производители яиц раскритиковали государственную политику по развитию птицеводства. По их словам система субсидирования имеет большие недостатки, которые сказываются на работе заводов. Предприниматели также не довольны неразумным государственным контролем над ценами на яйца, приносящим убытки птицеводам, передает Turantimes.kz со ссылкой на Информационно-аналитический Центр МГУ.

На IX Казахстанском форуме птицеводов обсуждались актуальные проблемы отрасли. Одной из тем для обсуждения стала государственная поддержка.


Несмотря на то, что в январе-апреле внутренние потребности Казахстана в куриных яйцах удалось закрыть на 96,1% а на экспорт - отправить на 12% больше прошлогодних объемов, особой эйфории по этому поводу в отрасли не испытывают.


Президент Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов напоминает, что цыплят по осени считают. А до осени многие будущие несушки могут и не дожить из-за недоступности кормов и их высокой цены: по данным эксперта, за три последних года цены на корма подорожали с 40-42 тыс. тенге ($83) за тонну до 180-190 тыс. тенге ($390).


"При этом 70% от стоимости мяса и яйца зависит от корма: если он будет дешевый, то и наша продукция снизится в цене. Здесь основное решение – только господдержка. Ранее правительство нам дешевый корм выдавало, в последние годы не отпускает. Нужны субсидии и удешевление корма. По яйцу решение только вынесли, а до сих пор субсидий не выдали", – заявил Шарипов. 


Он же добавил, что министерство сельского хозяйства субсидии не начисляет сразу на счета птицеводов, а делегирует это право вместе с бюджетными переводами местным органам исполнительной власти – акиматам. Которые и решают на свое усмотрение, кому из птицеводов на местах эти деньги выдавать.


"Я 13 лет возглавляю союз, и за это время ни разу все 100% субсидий птицеводы не получали. Одна область дает 30%, другая – 50%, третья – вообще ничего. Мы просим, чтобы субсидировали корма или нам выдавали удешевленную пшеницу. В этом году "Продкорпорация" закупила 150 тыс. тонн пшеницы третьего класса и нам продавала за 117 тыс. тенге за тонну, а на рынке она стоит 180-190 тыс. тенге. Но этот удешевленный корм мы до сих пор не можем получить на руки: то элеваторы закрыты на ремонт, то вагоны не дают, уже четыре-пять месяцев как не могут птицеводы забрать эти 150 тыс. тонн", – продолжил Шарипов.


В результате, по его словам, казахстанское яйцо, которого и внутри страны не хватает, становится на внешних рынках неконкурентоспособным в сравнении с российским и белорусским. 


Повышать цены на экспортных направлениях и отбивать свои затраты за счет зарубежных потребителей казахстанские птицеводы не могут: россияне и белорусы в этом случае моментально заберут за счет разницы в цене у них и региональные ниши в РФ, и Таджикистан с Афганистаном. 


Внутри же страны сверхприбылями отрасль также похвастаться не может, поскольку цена на яйцо внутри страны достаточно жестко регулируется государством. И сейчас речь, по словам представителей отрасли, идет уже не о развитии и расширении экспорта, а о банальном выживании отрасли.


Генеральный директор ТОО "Жас-Канат 2006" Кайрат Маишев рассказал журналистам как формируется себестоимость яиц. По его словам, на сегодняшний день себестоимость яйца категории C1 на этом предприятии составляет 38,8 тенге, из которых корма – 22,9 тенге (59%), фонд оплаты труда – 5 тенге (13%), тара – 3,1 тенге (8%), затраты на ГСМ – 1,2 тенге (3%), административные расходы – 1,2 тенге (3%), кредитная нагрузка – 1,2 тенге (3%), вакцинация несушек – 4,3 тенге (11%). 


При этом птицефабрики, согласно регулирующим нормативным правовым актам, имеют право реализовывать свой товар по цене, не выше 355 тенге за десяток, то есть за 35,5 тенге за яйцо – себе в убыток.


Однако потом в магазинах эти же яйца продаются по цене от 500 до 550 тенге за десяток, то есть регулирование касается только цены от производителя, торговые сети государство не трогает.


На вопрос о том, как казахстанские птичники еще не пошли по миру при такой системе регулирования Маишев поясняет, что яйцо C1 составляет 60% от всего производства, на оставшиеся 40% категорий C0 и C2 чиновники цены пока не ограничивают.


За счет прибыли на них птицефабрики выходят на ежегодную рентабельность от 3 до 5% - во всем мире этот показатель считается низким, для нормального функционирования отрасли рентабельность должна составлять хотя бы 10%, а для планомерного и полноценного развития отрасли должна достигать 20%, считает эксперт.


"По сути, государство установило тотальный контроль ценообразования над птицефабриками, потому что 60% доли производства составляют яйца категории С1, – говорит Маишев. – Причем это единственный премиальный продукт из 19 социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Почему-то если речь идет о молочных товарах, то они в этот перечень включаются небольшой жирности, если о курином мясе, то только о его бедренной части, если о муке, то это продукт первого сорта, ограничивать стоимость муки высшего сорта никому в голову не приходит. То есть предпринимателям в других отраслях дают заработать на других товарах, которые имеют наибольший спрос. У нас же таким товаром является яйцо категории С1, цену на которое устанавливает государство, тем самым лишая птицефабрики прибыли и средств к существованию", - пояснил Маишев.


Птицеводы предлагают устранить этот перекос, заменив в перечне социально значимых товаров, подпадающих под госрегулирование, категорию C1 продукцией категории C2. С таким предложением на съезде выступил президент республиканской Ассоциации яичных производителей Максим Божко. 


С учетом средней наценки со стороны розницы в 15%, конечный потребитель будет получать это яйцо по цене 460 тенге за десяток (95 центов), что значительно ниже нынешних цен на премиальный продукт, подчеркнул глава отраслевой ассоциации.


По его же расчетам, вывод из-под госрегулирования 60% объема производства позволит птицефабрикам выйти на уровень рентабельности в 10-15%, то есть получить какую-то возможность наращивать мощности, что необходимо в ситуации, когда спрос на продукты питания в мире растет.

Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости