RSS лента

Напоминает "день сурка", - депутат о работе правительства по планированию бюджета

  • 08.06.2022, 16:07,
  • 549
  • 0
  • Автор:
Автор фото: kapital.kz

В ходе заседания Мажилиса депутат Аманжан Жамалов выступил с резкой критикой правительства. В частности, мажилисмен остался недоволен работой Кабмина по планированию бюджета и его освоению, передает Turantimes.kz.

"Ежегодное обсуждение отчетов напоминает бесконечный "день сурка". Из года в год мы обсуждаем одни и те же проблемы, но ситуация не меняется", - отметил депутат.


Первое, на что обратил внимание мажилисмен - неэффективное планирование бюджета. По его словам, с 2009 года правительство перешло на трехлетнее планирование, но до сих пор так и не научилось планировать бюджет хотя бы на один год.


Он подчеркнул, что республиканский бюджет на 2021 год корректировался 9 раз, порядка 19% расходов подверглись пересмотру. Но даже при этом неосвоенными остались 68,8 млрд тенге.


В прошлом году вместо госпрограмм правительство разработало 10 национальных проектов, начата их реализация, но ситуация с планированием не улучшилась


"Откровенно говоря, госпрограммы и нацпроекты, как их не назови, не стали документами стратегического планирования. Взять, к примеру, проект "Ауыл – Ел бесігі". Это просто сводная таблица бюджетных программ, направленных на развитие сел. Там есть строительство школ, поликлиник, объектов культуры и спорта. Но в нацпроекте по образованию также есть строительство школ на селе. А в нацпроекте по здравоохранению есть строительство поликлиник и больниц. Фактически это просто разная группировка бюджетных программ", - сказал Жамалов.


На самом деле, как отмечает мажилисмен, бюджетные программы можно группировать по любому принципу и неважно как это называть нацпроектом или госпрограммой. То есть основным элементом всей системы планирования является бюджетная программа. "Правительство уже много лет говорит о необходимости внедрения проектного управления, а ведь у каждой бюджетной программы есть цели, задачи, показатели прямого результата, руководители. Чем это не проектное управление?", - задался вопросом депутат.


В связи с этим, по мнению Жамалова, совершенствование системы госпланирования надо начинать с ревизии бюджетных программ и их правильной классификации. Не нужно придумывать новые стратегические документы, нацпроекты и другие, стратегические документы — это Послание главы государства, Национальный план развития, программа партии парламентского большинства. А таблица с расходами — это не стратегический документ, это просто аналитическая разбивка бюджета, заявил депутат.


"Второе. Правительство проедает резервы и накапливает долги. Всего лишь 50% расходов покрываются "чистыми доходами". Это значит, что половина бюджета финансируется за счет Нацфонда и займов. На сегодня активы Нацфонда составляют $52,5 млрд, а государственный долг превышает $47 млрд. К этой сумме можно прибавить долг квазигоссектора, еще $40 млрд. Итого $87 млрд. Баланс отрицательный. Правительство уже должно больше чем накоплено в Нацфонде", - сообщил Жамалов. 


По словам мажилисмена, в 2021 году лимит правительственного долга превышен на 470 млрд тенге, на обслуживание и погашение долга уже тратятся 16,5% всех доходов бюджета. В то же время 25 млрд тенге привлеченных займов остались неосвоенными.


В прошлом году была прописана ответственность первых руководителей госорганов за неэффективное планирование и использование внешних займов. Депутат считает, что пора использовать эту норму на практике.


"Третье. Слабая работа по повышению доходов бюджета. Правительство расслаблено в отношении дополнительных источников доходов, поскольку всегда есть вариант взять деньги из Нацфонда, или взять новый займ", - также сообщил Жамалов. 


Четвертое. Резерв правительства, по мнению депутата, затыкает дыры в бюджете. Согласно бюджетному кодексу резерв правительства используется при ликвидации чрезвычайных ситуации, устранения ситуации угрожающих стабильности страны или непредвиденные затраты. В последние годы, как отметил народный избранник, новой фишкой правительства стало использование резерва для исправления ошибок планирования. К примеру, резерв правительства был использован для реализации Дорожной карты бизнеса 2025, на кредитование приоритетных проектов, на благоустройство территории культурных центров и жилых массивов. 


"Считаю, что  в бюджетном кодексе необходимо закрепить лимит на общий объем резерва правительства на уровне 2% от объемов поступления, как это было сделано для местных бюджетов", - заключить Жамалов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости