В заключении по оценке проекта отмечается, что планирование бюджета на 2022-2024 годы правительством осуществлено в условиях отсутствия четкого видения в источниках финансирования возрастающих обязательств и будущих точек роста в разрезе конкретных инновационных и индустриальных проектов.
Отмечается, что в методах планирования расходов сохраняются системные проблемы и негативные тенденции, обозначенные еще в 2013 году в Концепции новой бюджетной политики РК.
"В методах планирования расходов наблюдаются противоречия, связанные с планированием базовых расходов только в первом (в 2022 году) и третьем году (2024 году) планового периода. При сохранении практики распределения значительных объемов при уточнениях бюджета в течение первого планового года (увеличение в 2019 году – на 1,3 трлн тенге, в 2020 году – на 1,6 трлн тенге) прослеживается "распыление" ограниченных средств на решение узконаправленных и имеющих локальный характер вопросов, без анализа актуальной потребности и альтернативных возможностей (такие коррективы не подвергаются оценке Счетного комитета)", - говорится в заключении комитета.
По оценке счетного комитета, нововведения, внесенные в Бюджетный кодекс и стратегические документы страны по обеспечению принципов бюджета ориентированного на результат, планирования расходов согласно приоритетным задачам госорганов и оценки социально-экономического эффекта бюджетных расходов, в проекте трехлетнего бюджета не нашли должного исполнения.
Лимиты бюджетных расходов, по данным СК, доведены до администраторов бюджетных программ без учета нововведения в традиционном формате одной суммой. В заключениях рабочего органа Республиканской бюджетной комиссии к бюджетным предложениям администраторов бюджетных программ категоризация расходов по общенациональным приоритетам не предусмотрена.
Как отмечается, оценка экономического эффекта от бюджетных инвестиций и субсидий госорганами проводилась разрозненно в силу отсутствия единой методологии, что не позволяет обеспечить четкое видение о благах для общества и государства от реализации этих мер и проектов, на которые планируется финансирование.
"Как и прежде, параметры бюджета предстоящего трехлетнего периода не нацелены на укрепление устойчивости государственных финансов", - отметили в комитете.
Также сообщается, что в проекте сохранена практика финансирования бюджетных инвестиций местного значения в рамках отраслевых программ за счет республиканского бюджета, вместо решения данных вопросов, как установлено межбюджетными отношениями, за счет средств региона.
"Имеет место размежевание и рассредоточение бюджетных средств на одни и те же направления и инструменты в разных программных документах и между несколькими администраторами. Это не способствует формированию комплексного видения в приоритетах и направлениях бюджетных инвестиций, и, как следствие, снижает ожидаемый от их реализации эффект", - говорится в заключении.
В методику расчетов трансфертов общего характера вносятся изменения – ТОХ будет определяться по численности населения, при этом не учитывается нынешнее состояние социальной и инженерной инфраструктуры.
В трехлетнем периоде более 6 трлн тенге выделяемых трансфертов, по оценке комитета, не подвергаются мониторингу и оценке, что не позволяет провести целостную и объективную оценку расходования финансовых ресурсов государства.
Счетный комитет дал рекомендации по устранению названных недостатков проекта, в том числе проведение ревизии документов государственного планирования.
Полный текст заключения доступен по ссылке.