Как было отмечено в Сенате, Протокол предполагает освобождение космического ракетного комплекса "Байтерек" от бюджетного кредита, а также гарантирует его загрузку. У сторон будут взаимные обязательства на выполнение с указанного комплекса коммерческих заказов по выведению космических аппаратов на орбиты ракетой-носителем "Союз-5" и ее возможными модификациями, в количестве не менее двух пусков в год.
"Космический ракетный комплекс "Байтерек" является важным совместным проектом Казахстана и России на космодроме "Байконур", а Протокол увеличит долю участия казахстанской стороны в данном проекте. Надеемся, что принятый Закон будет способствовать дальнейшему укреплению сотрудничества двух стран и развитию космической отрасли Казахстана", - отметил спикер Сената Маулен Ашимбаев.
В кулуарах Сената министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин рассказал о выгодах ратификации Протокола для казахстанской стороны.
"С 2004 года по сей день стоял вопрос о том, чтобы запустить совместный проект, то есть чтобы мы дальше продолжили и подумали о будущем, какие будут стартовые комплексы Байконура иметь возможность работать. Потому что мы знаем, что казахстанская сторона была инициатором, по волеизъявлению народа, чтобы с 2025 года прекратили работу протоны. Соответственно нам надо дальше думать, что с ним делать, в смысле с комплексом Байконур. И этот Протокол дает возможность продолжить работу и перейти уже в практическую плоскость, чтобы "Зенит-М" (прим. - неработающий стартовый комплекс на Байконуре) переделать для возможности запускать новый ракетоноситель РФ "Союз-5". То есть мы делаем стартовый комплекс, они изготавливают ракетоноситель. Они вкладывают $916 млн, мы вкладываем 90 млрд тенге в течение 3 лет. Соответственно у нас будет стартовый комплекс и мы впервые в истории в 2023 году будем иметь свой стартовый комплекс, с которого будем запускать ракеты в космос и будем участвовать в космической гонке, в космическом бизнесе. Мы будем не просто наблюдателями процесса, а мы будем участвовать в обслуживании пуска. Мы думаем о развитии и других комплексов, которые стоят замороженные", - пояснил Мусин.
Он добавил, что одобренный Протокол дает Казахстану гарантию, что до 2036 года с 2025 года будут осуществляться не менее 2 пусков российской стороной, за которые она будет платить.
Еще один важный фактор, по словам министра, - конвертация. Он пояснил, что с 2004 года у Байтерека образовались определенные затраты, которые несли нагрузку на это предприятие. "Мы их конвертируем. Это было совместное предприятие. Байтерек был 50 на 50 у российской стороны и у казахстанской стороны. Теперь мы новую эмиссию акций произведем и будем владеть 99% этим предприятием", - заключил глава МЦРИАП.