Бегство, дипломатические путаницы, неожиданные политико-правовые повороты...
«Дело Аблязова», названное по имени бывшего казахстанского олигарха, заочно осужденного в его стране за хищения и убийство одного из его партнеров, предлагает сценарий, достойный «Бюро легенд», известного шпионского сериала на Canal +.
Выдающийся экономический преступник?
Представленный как «главный казахстанский оппозиционер», 57-летний мужчина, едва получив статус политического беженца во Франции, где он живет с 2013 года, был арестован посреди улицы в Париже в понедельник, 5 октября, и через два дня предстал перед следственным судьей. Жалоба, поданная во Францию в 2017 году Казахстаном, который обвиняет его в растрате средств в ущерб банку БТА, генеральным директором которого он был до национализации в 2009 году, привела его в итоге к обвинению в «злоупотреблении доверием» и «отмывании денег при отягчающих обстоятельствах». Уголовный кодекс Франции действительно предусматривает, что суд может судить иностранца, в выдаче которого было отказано по политическим причинам, за преступление или правонарушение, совершенное за пределами Франции.
Освобожденный под судебный надзор, Аблязов кричит о заговоре и осуждает «судебное преследование» страной своего происхождения. Власти Казахстана обвиняют его в том, что в период с 2005 по 2009 годы он вывел астрономическую сумму в $6,4 млрд на офшорные счета, в частности, посредством беззалоговых кредитов, предоставленных БТА подставным компаниям, бенефициаром которых был он сам. Версия защиты хорошо известна: она говорит, что ничего не крал, а просто прибрал несколько активов, дабы помешать режиму, установленного бывшим президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, «главным противником» которого, якобы, стал Мухтар Аблязов. Получив ореол «врага общества № 1» режима, бизнесмен не лишен поддержки, чтобы продвигать свою версию событий. Такие НПО, как Amnesty International, всегда выступали против его экстрадиции, которой он чудом избежал в 2016 году. Свергнутый олигарх, которого в его стране также обвиняют в заказе убийства одного из его партнеров в 2004 году, вряд ли похож на Белого рыцаря демократии.
Гигантская система хищения
Как и многие другие олигархи, Аблязов заработал состояние в 1990-х годах, получив прибыль от развала экономики бывшей советской империи. Процветающий бизнесмен, он был назначен в 1998 году на должность министра энергетики, торговли и промышленности. Но у этого человека более высокие амбиции. Он ушел в отставку в 2001 году и переходит в оппозицию, основав политическую партию Демократический выбор Казахстана (ДВК), призывая к политическим реформам и осуждая «растущее кумовство и коррупцию режима». После нескольких судебных разбирательств в своей стране и пребывания в России он триумфально вернулся в Казахстан в 2005 году: Назарбаев предложил ему пост президента БТА, ведущего банка страны. Но с финансовым кризисом 2008 года все изменилось к худшему. В 2009 году банк был обанкрочен и национализирован казахстанским государством, которое нашло разгадку: гигантскую систему хищений с целью личного обогащения, включающую более чем 600 подставных компаний, расположенных в Люксембурге, на Сейшельских островах и Британских Виргинских островах. Дело было обнародовано в 2012 году в Великобритании, где Аблязову предоставлено политическое убежище. По иску БТА, английский гражданский судья приговаривает его к выплате $4 млрд в качестве компенсации за ущерб в пользу казахстанского банка и к 22 месяцам тюремного заключения за неуважение к суду из-за противоречивых заявлений, решение подтверждено в 2013 году Верховным судом Великобритании.
Французское правосудие принимает эстафету
Однако неуловимый «казахский Мэдофф» не отбывает наказание. Он уже бежал из Соединенного Королевства во Францию, где после невероятной охоты был арестован 31 июля 2013 года на роскошной вилле на Лазурном берегу. Далее – долгая юридическая, дипломатическая и информационная битва. Он затребован к выдаче Россией, Украиной и Казахстаном, но Франция отказала в его экстрадиции в страну происхождения из-за отсутствия соглашения между Парижем и Астаной. Затем французское правосудие отдает приоритет России до тех пор, пока Государственный совет, вопреки всем судебным решениям, вынесенным по этому делу, не отменит указ о выдаче в 2016 году, считая, что она «была запрошена в политических целях». Были ли мудрецы (прим.: члены Госсовета) восприимчивы к аргументам защитников Аблязова, широко освещаемым в западных СМИ, которые охотно рисуют его образ «мученика казахского диссидентства»?
Однако четыре года спустя меры судебного контроля, принятые против него на территории Франции, показывают, что французское правосудие считает, что в данном случае действительно существуют серьезные подозрения в финансовых преступлениях. Иными словами, активы на миллиарды долларов, возможно, украдены человеком, которого власти Казахстана обвиняют в том, что он скрылся от правосудия своей страны, создав образ политического диссидента.
Совет фанатам сериала «Бюро легенд»: в «Деле Аблязова», наверное, не сказано последнее слово.