RSS лента

В АРРФР рассказали, как заемщикам действовать при трудностях с выплатами

  • 29.09.2025, 14:46,
  • 195
  • 0
  • Автор:
Автор фото: Изображение сгенерировано при помощи ИИ

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка напомнило гражданам о порядке изменения условий займа, механизме обращения к омбудсманам и правилах банкротства физических лиц, передает Turantimes.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства. 

В АРРФР отметили, что законодательством установлен единый механизм взаимодействия заемщиков с банками, микрофинансовыми организациями (МФО) и коллекторскими агентствами.


Изменение условий займа


В случае финансовых трудностей заемщик имеет право подать письменное заявление своему кредитору с просьбой об изменении условий исполнения обязательств.


К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие ухудшение финансового положения или причины просрочки. Это могут быть справка о регистрации в качестве безработного, акт работодателя о расторжении трудового договора, документ о предоставлении отпуска без содержания, справка о временной нетрудоспособности, свидетельство или справка о смерти близкого родственника, документы о материальном ущербе вследствие несчастного случая или противоправных действий третьих лиц, справка об инвалидности, судебные акты и другие материалы. Полный перечень размещён на сайте Агентства.


Подать заявление можно лично в офис кредитора, а также через мобильное приложение или электронную почту (если это предусмотрено договором). Рассмотрение обращения и принятие решения кредитором занимает до 15 календарных дней.


Действия в случае несогласия с решением кредитора


Если решение кредитора не устраивает заемщика, он вправе обратиться к омбудсманам.


  • По банковским займам — через сайт. К обращению необходимо приложить договор и график платежей, доказательства обращения в банк или коллекторское агентство и их ответ, а также документы о финансовых трудностях.

  • По займам в МФО — через сайт. Требуется заявление и анкета, договор микрозайма с графиком погашения, подтверждения обращения в МФО и их ответ, а также документы, подтверждающие ухудшение финансового положения.


Услуги омбудсманов бесплатные, их решения обязательны к исполнению. Они помогают находить взаимоприемлемые решения между заемщиками и кредиторами. При этом обратиться к омбудсману можно только после официального обращения к кредитору и получения ответа.


Банкротство физических лиц


Если заемщик не способен погасить долг, применяется процедура банкротства граждан в соответствии с Законом «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан».


Списание задолженности возможно при одновременном соблюдении условий:


  • сумма долга превышает 1600 МРП;

  • отсутствует доход для погашения;

  • нет имущества, подлежащего реализации, включая долю в совместной собственности;

  • отсутствуют платежи по займу в течение 12 месяцев подряд;

  • заемщик не является индивидуальным предпринимателем;

  • за последние 7 лет не проходил процедуру банкротства;

  • за последние 5 лет не проводил реструктуризацию долга.


Процедура бесплатна и инициируется через портал eGov.kz или в ЦОН.


В АРРФР пояснили, что банкротство позволяет гражданам законным образом прекратить долговые обязательства, но сопровождается последствиями: в течение 5 лет нельзя получать новые кредиты и займы; в течение 3 лет после завершения процедуры запрещено занимать должности, связанные с финансовым управлением, в государственных и квазигосударственных организациях; сведения о банкротстве вносятся в государственные реестры и могут повлиять на финансовую репутацию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости
Популярно
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц