В Казахстане обсуждают изменения в Социальный кодекс, которые связаны с работой системы обязательного социального страхования и социального обеспечения. Причина — растущая нагрузка на бюджет и выявленные проблемы в использовании государственных средств.
По прогнозам Минтруда РК, уже в 2028 году система обязательного социального страхования может потерять финансовую устойчивость. Основные причины: снижение ставки социальных отчислений в 2018–2024 годах до 3,5%, изъятие из фонда почти 500 млрд тенге во время пандемии, продление выплат по уходу за ребёнком с 1 года до 1,5 лет без страхового покрытия, а также кассовый разрыв между поступлениями и расходами. В 2024 году он составил рекордные 320 млрд тенге. Более 80% всех выплат пошли на поддержку материнства и детства.
Кроме того, выявлены массовые случаи использования «схем» для получения максимальных выплат. Некоторые заявители оформляли десятки фиктивных работодателей и перечисляли социальные отчисления «задним числом», чтобы претендовать на суммы в несколько миллионов тенге, значительно превышающие выплаты добросовестным участникам системы.
По итогам 2024 года в системе было 1,4 млн получателей социальных выплат. Долгосрочные обязательства (по инвалидности и потере кормильца) только к 2050 году могут охватить до 700 тыс. человек.
По заявлениям Минтруда РК, проблемы есть и в адресной социальной помощи (АСП). Сейчас она назначается в основном по доходам, но расходы семей не учитываются. Нередки случаи, когда семьи скрывают реальные доходы или имущество. В 2024 году у 9,5 тыс. семей выявлены нарушения: 3,1 тыс. предоставили ложные сведения, 420 скрыли доходы, почти 6 тыс. отказались от проверки условий жизни. В результате более 31 тыс. семей получили отказ.
Схожая ситуация с выплатами пенсий и пособий. Мониторинг министерства показал, что более 100 тыс. получателей не имеют постоянной регистрации. При этом часть пенсий и пособий перечисляется людям, которые находятся на полном государственном обеспечении (в интернатах или в учреждениях уголовно-исполнительной системы). Только на содержание таких учреждений ежегодно уходит свыше 92 млрд тенге из местных бюджетов, что создаёт двойное финансирование.
Отдельно отмечен вопрос равных прав родителей. Сейчас в стаж для начисления пенсии засчитывается только уход матери за ребёнком до 3 лет, но не отца. Конституционный суд признал это дискриминацией, и в проекте предусмотрено внесение изменений для устранения неравенства.
Также предлагается ввести социальный аудит — проверку достоверности данных получателей помощи и целевого использования средств.
Затронут вопрос и «Центров активного долголетия». Они работают в Казахстане с 2021 года, сейчас их 120. Но деятельность таких центров не имеет единого регулирования и стандартов, что может приводить к неэффективным расходам. В 2025 году на них выделено 6,7 млрд тенге из местных бюджетов. Законопроект предусматривает закрепление их статуса и правил работы.
Кроме того, с 2025 года введено лицензирование организаций, оказывающих специальные социальные услуги. Для повышения качества предлагается ввести постлицензионный контроль, чтобы проверять соблюдение стандартов и реагировать на жалобы получателей.
Поправки также предусматривают:
-
ограничение максимальных выплат по беременности и родам (не более дохода в пределах 7 МЗП),
-
исключение из расчётов отчислений, сделанных после наступления социального риска,
-
запрет на признание безработными лиц, которые уже получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребёнком,
-
приостановку выплат пенсий и пособий при отсутствии постоянной регистрации или нахождении на полном гособеспечении.
Все эти меры направлены на сохранение устойчивости системы, справедливое распределение средств и сокращение необоснованных расходов.