Во многих странах до сих пор сохраняется практика овербукинга — это когда авиакомпании продают больше билетов, чем имеется посадочных мест в самолете. Международные перевозчики нередко идут на это сознательно, рассчитывая, что часть пассажиров не явится на рейс. Однако на практике подобный подход вызывает серьёзные проблемы: если все клиенты приезжают вовремя, для кого-то просто не оказывается свободного места на борту.
В Казахстане такая ситуация также наблюдалась в последние 2 года. Некоторые авиаперевозчики использовали подобную практику, особенно на популярных направлениях, а также в периоды повышенного спроса — в праздники и выходные. Люди, имея оплаченные билеты на руках, сталкивались с тем, что не могли попасть на рейс, и были вынуждены искать альтернативные способы добраться до места назначения. Это вызвало волну общественного недовольства и потребовало срочного вмешательства.
До недавнего времени законодательная ответственность за отказ в посадке действовала только в отношении международных авиарейсов. То есть, если пассажира не пускали на борт при наличии билета, санкции могли применяться только в случае зарубежных перелетов.
По инициативе прокуратуры данный вопрос был рассмотрен в Мажилисе Парламента. В результате предложено расширить сферу действия административной ответственности и на внутренние авиаперевозки. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях.
Теперь, в случае нарушения правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних рейсах, авиаперевозчик может быть привлечён к ответственности. Согласно новым нормам, за отказ в посадке пассажира при наличии действующего билета на внутренний рейс компания может быть оштрафована на сумму до 50 месячных расчетных показателей (МРП).
Эти изменения направлены на ужесточение контроля за деятельностью авиакомпаний, а также на защиту прав граждан. Благодаря новым правилам, практика продажи билетов сверх лимита должна быть исключена, а пассажиры — защищены от произвольного отказа в посадке.