Самый высокий уровень износа показывают такие отрасли, как электро- и теплоснабжение (70,5% в среднем по РК и до 80%–90% в некоторых регионах), а также горнодобывающая промышленность (59,1% в среднем по РК и более 70% в некоторых областях). Подробности по отраслям и регионам приведены в инфографиках.
Причины этого разнообразны — от государственного регулирования тарифов и цен, приведшего к нерентабельности капитальных инвестиций, за счёт которых и обновляются основные средства, до преступной халатности и коррупции на некоторых предприятиях. Зачастую с наследием последних приходится бороться годами.
Яркий пример весьма проблемного предприятия, имеющего самое прямое отношение и к горнодобывающей отрасли, и к энергетике — лишь в прошлом году возвращённый под казахстанское управление гигант Qarmet, ранее — печально известный «АрселорМиттал Темиртау». Тяжёлое наследие, оставленное Митталом, придётся разгребать ещё долго, учитывая тридцатилетний упадок производства, деградацию технологических процессов и отсутствие инвестиционных вливаний по основным направлениям, что вкупе привело не только к экономическим потерям, но и к трагическим провалам производственной безопасности и смертям людей.
Qarmet как пример особенно значим ещё и потому, что вернулся под управление казахстанского инвестора лишь в конце прошлого года. Анализ активов компании сразу показал критический уровень износа по многим параметрам. К примеру, уголь здесь добывали только на трёх шахтах — «Саранской», «Шахтинской» и имени Кузембаева. Ещё три шахты считались нерентабельными и готовились к закрытию. На шахте «Казахстанская» была приостановлена добыча из-за пожара, а шахта «Тентекская» простаивала ещё с 2021 года. Плачевное состояние шахт — результат недальновидных прежних решений, когда техническая модернизация на предприятиях практически не проводилась.
Таким же образом обстоят дела и с электростанциями Qarmet — ТЭЦ-ПВС и ТЭЦ-2. Это две из трёх работающих электростанций в городе Темиртау. Отметим: этот город входит в десятку самых проблемных в плане износа на ТЭЦ: 67%.
При этом на предприятии уже предпринимаются активные меры по исправлению ситуации. К примеру, Qarmet планирует увеличить производство стали в текущем году до 3,5 млн тонн, хотя первоначальный план предполагал производство 3,3 млн тонн (плюс 13% за год), а в 2023 году показатель и вовсе был на уровне 2,9 млн тонн. План по производству железорудного концентрата — 10 млн тонн, с годовым ростом на 10%.
И эти планы успешно реализуются. Так, по итогам восьми месяцев текущего года правительство РК отметило позитивные показатели роста обрабатывающей промышленности: на 4,9% за год. Вклад отрасли в BBП составил 12,5% — в первую очередь за счёт металлургии.
"Рост в металлургии связан с приходом в Qarmet национального инвестора, которым начата комплексная модернизация предприятия. Как результат отмечается производственная стабильность, рост средней заработной платы сотрудников на 13,5%", – проинформировал Первый заместитель Премьер-Министра Роман Скляр на брифинге по итогам заседания Правительства 8 октября.
Qarmet вкладывает и будет вкладывать в развитие колоссальные объёмы средств. Так, уже выполнены и ещё реализуются проекты развития производства на сумму более $3,5 млрд. Дополнительно запланированы инвестиции в проекты угольного департамента в размере около $500 млн и в проекты железорудного департамента на сумму $978 млн.
Предприятие продолжает масштабный ремонт зданий и сооружений. В программу реновации 2024 года включены более 100 объектов, ведётся замена 50 тыс. кв. м кровли. Помимо этого, производится капитальный ремонт 120 санитарно-бытовых объектов.
Согласно принятой стратегии, к 2028 году предприятие планирует выйти на объём производства 5 млн тонн стали, добычи 9 млн тонн угля и 5 млн тонн железорудного концентрата, что в среднем обеспечит рост на 66% в сравнении с показателями 2023-го. Кроме того, комбинат поэтапно переводят на природный газ, что уже на первом этапе позволит уменьшить его влияние на окружающую среду на 30%.
В то же время ждать мгновенных изменений не стоит. Когда проблемы копятся десятилетиями, даже такие масштабные «залповые» инвестиции быстро ситуацию не спасут. И это касается как производственной, так и электро- и теплоснабжающей инфраструктуры. Ломать — не строить, так что восстановление, обновление и полноценное возрождение знаменитого «Кармета» потребует ещё много сил, времени и денег.