"14 октября этого года по заявлению прокурора Талгарского района Талгарский районный суд Алматинской области вынес решение о блокировке сайта ВОЗ, по основанию распространение информации о суициде. При этом они не получали уведомления. Вы представьте, что какой-то прокурор Талгара решил, что нельзя получать доступ к сайту ВОЗ. Не знаю, для меня перебор уже", - сказал Кабышев в ходе "Медиа Курултая" в Алматы.
В суде подтвердили, что такой процесс действительно был. Его рассматривал судья Талгарского районного суда Алматинской области Н.Б. Сарсенбаев. Заявителем в интересах государства выступил прокурор Талгарского района. Решение суда было вынесено 14 октября 2022 года. Прокурор требовал признание продукции, размещенной в иностранных средствах массовой информации интернет–ресурсах, незаконной и приостановлении ее распространения на территории Казахстана. Он мотивировал это тем, что на нескольких интернет-ресурсах, в том числе и на сайте ВОЗ, размещены сведения о методах, способах и рекомендациях суицида.
"На данных интернет ресурсах пользователям предлагают подробные методы, способы и рекомендации суицида. Учитывая всеобщую доступность интернета гражданам, в том числе пользователями которого являются несовершеннолетние дети и молодежь, данная информация представляет опасность в формировании неблагоприятной общественно-социальной ситуации", - говорится в судебном документе.
Судом установлено, что на указанных заявителем интернет-ресурсах "содержится информация о способах лишения человека жизни, а также информация, пропагандирующая суицидальное настроение".
"Принимая во внимание, что одной из высших ценностей в Казахстане признан человек и его жизнь, а на распространяемых интернет-ресурсах содержится информация о способах лишения жизни человека, побуждающая к намеренному лишению собственной жизни, заявление прокурора подлежит удовлетворению", - говорится в решении суда.
Исполнение решения было возложено на Министерство информации и общественного развития. Как отметили в Верховном суде, решение никто не обжаловал и оно уже вступило в законную силу.
"Обратите внимание, что прокурор просил закрыть не сайт, а лишь публикацию про суицид. Речи о сайте не было. Поэтому как там исполняли решение - это другой вопрос", - добавил заместитель руководителя департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Елдос Жумаксанов.