RSS лента

Высшее образование для лиц с инвалидностью: советник министра рассказал о новой Концепции

  • 19.10.2022, 12:45,
  • 1 629
  • 0
  • Автор: NTleukesh
Автор фото: Тансауле Сериков

В Казахстане сегодня ведется работа над проектом Концепции высшего и послевузовского образования для граждан с инвалидностью. Документ нацелен на усовершенствование государственной системы с акцентом на повышение доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в стране.


Разработчиком проекта Концепции является назначенный на должность внештатного советника министра науки и высшего образования, доктор PhD, ассоциированный профессор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, академик Международной академии информатизации, а также бронзовый призер параолимпийского первенства по плаванию Тансауле Сериков.


Редакция Turan Times связалась с автором проекта и узнала, какие новшества может привнести в систему образования разрабатываемая Концепция и что изменится для лиц с инвалидностью в этом направлении.

- Тансауле Габдыманапович, расскажите подробнее о Концепции высшего и послевузовского образования для граждан с особыми потребностями. Кто является инициатором разработки данного документа, и кем она будет реализовываться?


- Для начала разъясним, что здесь речь идет не о лицах с особыми потребностями, поскольку в Казахстане принят закон о введении термина «лицо с инвалидностью». Понятие «лицо с особыми потребностями» используется в том смысле, что к ним относятся и мамы с маленькими детьми, и люди преклонного возраста, и женщины в положении, и тому подобное. Поэтому мы говорим только о лицах с инвалидностью (ЛСИ).


В данном случае Концепция касается вузовского и послевузовского образования. Инициатором является министр науки и высшего образования Саясат Нурбекович, а разработчиком проекта данного документа являюсь я. Когда мы с Саясатом Нурбековичем встречались, я предложил проект о защите прав ЛСИ и поднял вопросы о высшем образовании: как получить его, что нужно сделать для того, чтобы наше общество воспринимало, скажем так, соответствующе их, и ЛСИ могли так или иначе более целесообразно адаптироваться в обществе, и, в конечном счете, знать свои права и обязанности. Для этого, мы прекрасно понимаем, нужно высшее образование. Поэтому в августе месяце Саясат Нурбекович дал задание по разработке этого проекта, в связи с этим разработчиком являюсь я.


Источник фото: Министерство науки и высшего образования


- Что представляет собой эта Концепция, какие цели и задачи будут поставлены в ней, какие направления она будет включать?


- Целью Концепции является организация государственной системы развития науки и высшего образования для ЛСИ, которая гарантирует ЛСИ или законным представителям, родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, соблюдение принципов государственной политики в области высшего образования, его общедоступность, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников к успешной социализации в обществе. Реализация Концепции предполагается через организацию мероприятий по формированию образовательного пространства, обеспечивающего право на получение высшего образования ЛСИ разного возраста с учетом свободного выбора места обучения и формы получаемого высшего образования.


Что касается задач. Я выделил несколько задач, а именно пять основных. Для достижения цели Концепции, учитывая слабые и сильные стороны системы высшего образования РК по вопросам ЛСИ, требуется решение следующих задач:


1) Организация доступности в ВУЗах для маломобильных групп населения, а именно пандусы, лифты, тактильные доски, интерактивные доски, надписи с применением алфавита по Брайлю, санитарные зоны и так далее. То есть согласно санитарным правилам и нормам государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства санитарных пунктов.

2) Внести изменения и дополнения в Постановление Правительства РК «Об утверждении размеров квот приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональное образование, учебные программы технического и профессионального послесреднего и высшего образования» от 28 февраля 2012 года №264 в части установления квот для граждан из числа лиц с инвалидностью I, II, III групп, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью, то есть с 1% до в пределах 2,5%, мониторинг оценки качества образования ЛСИ.

3) Внести предложения о введении квоты в размере 1% образовательного гранта при поступлении на учебу в организации образования, реализующие программы послевузовского образования, а именно магистратуры, докторантуры для граждан из числа лиц с инвалидностью I, II, III групп, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью.

4) Организация образовательной программы и учебно-методического комплекса дисциплин ВУЗов в разрезе по специальностям и специализации, адаптивных с учетом специфики и требований для ЛСИ; организация подготовки и усовершенствование кадрового потенциала для ведения работы с ЛСИ.

5) Организация в стенах высшего и послевузовского образования Центра поддержки для ЛСИ.


- Какие результаты ожидаются от реализации данной Концепции?


- Реализация настоящей Концепции позволяет:

  • провести анализ действующих приемлемых практик именно высшего образования для ЛСИ в различных образовательных моделях,
  • сформировать государственную базу данных о ЛСИ о потребности в высшем образовании,
  • создать государственную систему высшего образования для ЛСИ, состоящей из различных образовательных программ и моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута,
  • увеличить долю образовательных услуг, инфраструктура которых позволит обеспечить необходимые условия для доступности качественного образования ЛСИ в условиях совместного высшего образования,
  • увеличить долю ЛСИ, своевременно включенных в образовательное пространство РК и получивших качественное образование,
  • увеличить долю научных кадров организации высшего, послевузовского образования, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с ЛСИ,
  • а также повысить эффективность межведомственного взаимодействия исполнительных органов в государственной власти, общественных организаций, учреждения различных ведомств для решения вопросов высшего образования для ЛСИ.


Фото предоставлено Тансауле Сериковым 


- И последний вопрос уже к Вам, как внештатному советнику министра науки. Какие Вы ставите перед собой задачи на новой должности и что, в первую очередь, Вы бы хотели изменить?


- Во-первых, всегда я, встречаясь с ЛСИ, понимаю ту боль, которую переживает именно человек, попавший в эту ситуацию, или даже если ЛСИ с детства, мне хочется сказать, что им необходимо получить высшее образование. Для этого мы должны создать все условия, чтобы это было безболезненно. По крайней мере, хотя бы облегчить какую-то часть процесса. Именно в этом направлении будет моя дальнейшая работа построена. В конечном итоге, не только как внештатный советник, но и как человек, имеющий ученую степень, ученое звание, работающий в системе высшего образования, хочется сказать, мне удалось получить ученую степень доктора PhD, защитив докторскую диссертацию, получить звание профессора. Также я являюсь академиком Международной академии информатизации, потому что в область моих научных трудов входят техника, электроника, телекоммуникация, инфокоммуникационные технологии, и поэтому я в этом направлении работаю.


Из 720 тыс. лиц с инвалидностью львиная доля – это дети, подростки. Мы будем поддерживать, и Министерство науки и высшего образования направлено на поддержку. Поэтому была введена данная должность внештатного советника. Со своей стороны, министр, господин Саясат Нурбекович, показал свою точку зрения, что он всегда будет нас поддерживать. Я думаю, с этой поддержкой мы постараемся сделать проще поступление в ВУЗы, получение образовательного гранта и, в конечном итоге, получим ту специальность, которая будет внедряться в будущем и будет обеспечиваться работой, чтобы дать возможность ЛСИ самореализоваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
Все новости