Цифровизация таможенного администрирования, прежде всего, продолжается работа по совершенствованию информационных систем АСТАНА-1 и Е-окно.
Сегодня 100% таможенных деклараций представляются дистанционно. Выпущено свыше 4 млн таможенных деклараций, из которых 82% – автоматически за 1 минуту. Время выдачи документов сокращено в 2 раза. Теперь при таможенной очистке их можно получать дистанционно.
На сегодня, зарегистрировано порядка 5 тыс. пользователей и реализовано 15 интеграций с госорганами.
Функционирует система прослеживаемости товаров на основе электронных счетов-фактур, которая позволяет проводить налоговый контроль по всей цепочке реализации от импорта до конечного потребителя.
Теперь, НДС, недоплаченный при импорте за счет занижения стоимости товаров, доначисляется с наценки на последующих этапах реализации.
Внедрение системы прослеживаемости позволило в 1,5 раза увеличить поступления по НДС, а также повлияло на снижение доли теневой экономики до 20,2% в 2020 году.
Для контроля маршрута перемещения товаров будут применяться навигационные пломбы.
В систему управления рисками внедряется интеллектуальный анализ данных и совершенствуется субъекториентированный подход.
Будет осуществляться категорирование перевозчиков, на основе данных о наличии контракта, разрешений на перевозки, фискальных и регистрационных данных, отражения доходов и других документов, подтверждающих благонадежность перевозчика.
Совершенствование категорирования декларанта предусматривает внедрение дополнительных критериев по их покупателям, брокерам и др.
Также, планируется сократить периодичность осуществления категорирования до 1 месяца, что позволит оперативно реагировать на возникающие риски.
По модернизации таможенной инфраструктуры. Проводится реконструкция и техническое дооснащение 9 автомобильных и 1 железнодорожного пунктов пропуска и строительство Главного диспетчерского управления для их автоматизированного мониторинга с использованием элементов искусственного интеллекта.
Пункты пропуска оснащаются современным оборудованием по сканированию и взвешиванию транспорта, решения по процедурам контроля будут приниматься удаленно.
Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность до 7 раз и сократить время прохождения в 2,5 раза.
Проект планируется завершить до конца 2024 года.