Касательно таможенного администрирования. В целях наведения порядка в таможенной сфере принимаются оперативные и системные меры, включая цифровизацию таможенного администрирования. В части оперативных мер осуществлена централизация таможенных функций по контролю и выпуску деклараций.
Завершаются проверки в отношении 9 уполномоченных экономических операторов и других крупных импортеров. Проводится работа по совершенствованию системы электронной очереди на границе. Законодательно будут усилены квалификационные требования к уполномоченным экономическим операторам.
"В рамках системных мер ведется работа по совершенствованию информсистем АСТАНА-1 и Е-окно. В систему управления рисками внедряется субъект-ориентированный подход и интеллектуальный анализ данных. Проводится дальнейшее развитие системы прослеживаемости товаров на основе электронных счетов-фактур. Это позволит проводить налоговый контроль по всей цепочке реализации от импорта до конечного потребителя", - сказал Ерулан Жамаубаев.
Кроме этого, принимается комплекс мер по снижению расхождений таможенной статистики с КНР, а также модернизации таможенной инфраструктуры. В целом, в текущем году за счет усиления таможенного администрирования планируется дополнительно обеспечить в республиканский бюджет порядка 150 млрд тенге.
Что касается анализа социально-экономического эффекта государственных расходов, то, по словам главы Минфина, создается межведомственная рабочая группа с участием заинтересованных государственных органов и организаций. Будет принята Дорожная карта. В ней будут предусмотрены расширение инструментов оценки бюджетных расходов, введение механизма обзора расходов и определение приоритетов распределения средств.
"В настоящее время уже запущена система мониторинга выделяемых мер господдержки, охватывающая 80 мер и 9 государственных и отраслевых программ. Система позволяет определить финансово-экономическую эффективность субъекта до и после получения меры господдержки, провести сравнение расходов с доходами в виде налоговых поступлений, а также анализ создания рабочих мест и повышения фонда оплаты труда. Результаты работы по созданию указанной системы будут учтены при разработке новой методики", - подчеркнул Жамаубаев.
Касательно предложений по возврату незаконно вывезенных за рубеж средств и приобретенных там активов отмечено, что на сегодняшний день подготовлена правовая база по международному сотрудничеству в части обмена информацией в целях налогового администрирования. В частности, в рамках многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам налажено получение информации от 62 юрисдикций, охватывающая период начиная с 2019 года.
С учетом поручений Главы государства создана рабочая группа с участием руководителей всех заинтересованных госорганов. Будут выработаны конкретные предложения в части возврата капитала в страну из-за рубежа и усиления мер, направленных на противодействие оттоку денежных средств из страны, в том числе в оффшорные юрисдикции.
Помимо этого, разработаны законодательные поправки в части налогообложения дивидендов, ограничения вычета по нематериальным услугам и контролируемых иностранных компаний. Также будет принят закон по вопросам трансфертного ценообразования с учетом лучших практик стран ОЭСР. Конкретные предложения по данному направлению в течение двух месяцев будут представлены Главе государства.
По государственным закупкам. Процесс госзакупок полностью переведен в электронный формат. Весь процесс прозрачен и доступен всем. В результате принятых мер за последние годы доля прямых закупок из одного источника сократилась с 64% до 39%.
"С текущего года из закона исключены еще 6 оснований прямых закупок. В целях совершенствования процесса закупок введен новый способ в виде электронного магазина, а также внедряются рамочные соглашения и конкурс с использованием рейтингово-балльной системы", - проинформировал министр финансов Жамаубаев.
Внедрен показатель финансовой устойчивости, который ограничил участие в закупках фирм-однодневок. Внедрен электронный депозитарий для автоматического расчета опыта работы поставщиков в сфере строительства. В целях повышения общественного контроля за заказчиками и качества осуществления закупок предлагается ведение и размещение в общем доступе рейтинга эффективности госорганов.
По закупкам субъектов квазигосударственного сектора. С текущего года введен в действие закон, регулирующий закупки нацкомпаний, в том числе Фонда «Самрук-Қазына». По нацкомпаниям сокращены 12 оснований для закупок из одного источника, а по Фонду – 10. Закупки нацкомпаний полностью автоматизированы и максимально приближены к подходам госзакупок. Весь процесс прозрачен и доступен всем. Меры по сокращению закупок способом из одного источника в закупках нацкомпаний и Фонда будут продолжены.
"Ведется работа по пересмотру порядка закупок Фонда. Здесь предлагается исключить закупки в рамках внутрихолдинговой кооперации. Совместная с Фондом работа продолжается", - сказал в заключение Ерулан Жамаубаев.