Сегодняшним Указом прежняя госполитика России в области ядерного сдерживания утратила силу. В прежнем документе отмечалось, что Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в случае применения его и других видов оружия массового поражения против РФ и (или) ее союзников, а также против агрессии в отношении самой России с применением обычного оружия, когда под угрозу ставится само существование государства.
Новый Указ меняет условие, когда Россия может воспользоваться правом применения ядерного оружия. Так, Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение его и других видов оружия массового поражения против РФ и (или) ее союзников, а также против агрессии в отношении России и (или) Белоруссии с применением обычного оружия, создающую критическую угрозу суверенитету и (или) территориальной целостности.
Условия, определяющие возможность применения ядерного оружия Россией, расширены еще одним пунктом: поступление досторвеной информации о массированном старте (взлете) средств воздушно-космического нападения (самолеты, стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотные, гиперзвуковые и другие летательные аппараты) и пересечении ими государственной границы РФ.
Кроме того, в прежней редакции госполитики отмечалось, что Российская Федерация осуществляет ядерное сдерживание в отношении отдельных государств и военных коалиций (блоков, союзов), которые рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника и обладают ядерным оружием и (или) другими видами оружия массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения.
Сейчас этот пункт звучит так: Российская Федерация осуществляет ядерное сдерживание в отношении потенциального противника, под которым понимаются отдельные государства и военные коалиции (блоки, союзы), рассматривающие Российскую Федерацию в качестве потенциального противника и обладают ядерным оружием и (или) другими видами оружия массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения. Ядерное сдерживание осуществляется также в отношении государств, которые предоставляют контролируемую ими территорию, воздушное и (или) морское пространство и ресурсы для подготовки и осуществления агрессии против Российской Федерации.
Также в новом документе отмечается, что агрессия любого государства из состава военной коалиции (блока, союза) против Российской Федерации и (или) ее союзников рассматривается как агрессия этой коалиции (блока, союза) в целом. Агрессия против Российской Федерации и (или) ее союзников со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства рассматривается как их совместное нападение.
Расширен перечень основных опасностей, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание. К предыдущему списку добавлены следующие пункты:
- создание новых или расширение существующих военных коалиций (союзов, блоков), приводящие к приближению их военной инфраструктуры к границам РФ;
- действия потенциального противника, направленные на изоляцию части территории РФ, в том числе на блокирование доступа к жизненно важным транспортным коммуникациям;
- действия потенциального противника, направленные на поражение (разрушение, уничтожение) экологически опасных объектов РФ, которые могут привести к техногенным, экологическим или социальным катастрофам;
- планирование и проведение потенциальным противников крупномасштабных военных учений вблизи границ РФ.