Судя по данным из отчётных документов Национального проекта «Зелёный Казахстан», по итогам 2023 года этот показатель составил всего 30,4%. Это более чем на 10 процентных пунктов меньше, чем годом ранее. При этом по плану Министерства экологии и природных ресурсов (МЭПР) РК, доля переработки промышленных «хвостов» и выбросов к концу 2023 года должна была дойти до отметки в 42%. В итоге этот индикатор Целей устойчивого развития (ЦУР) откатился до уровня 2017 года.
Судя по динамике образования промышленных отходов, последние годы демонстрируют растущий тренд. По информации Бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2022 году в стране было образовано 888,1 млн тонн различного производственного мусора — на 20,5% больше, чем в 2017-м. В целом в стране накоплено около 32 млрд тонн промышленных «хвостов». Эти данные были озвучены в начале марта депутатами Сената РК.
В связи с тем, что МЭПР РК ещё не опубликовало информацию о физических объёмах образования промышленных отходов и их переработки за 2023 год, пока нельзя говорить о причинах такого резкого снижения показателя ЦУР. Либо они связаны с количественным уменьшением тоннажа переработки и утилизации, либо объём ресайклинга остался прежним, но на фоне выросших отходов его доля стала ниже.
По информации, представленной главой профильного ведомства Ерланом Нысанбаевым в правительстве, в прошлом году государством были уменьшены нормативы эмиссий для промышленных предприятий. По выбросам загрязняющих веществ норматив уменьшился на 3,3%. В атмосферу было выброшено 4,1 млн тонн промышленной пыли и грязи. По сбросам уменьшение зафиксировано на уровне 8%, в воду поступило 2,3 млн тонн производственных «хвостов».
Если говорить о вторичном использовании техногенных минеральных образований (ТМО), этот вопрос осложнён тем, что далеко не все «хвосты» горнодобывающей промышленности или ТЭЦ пригодны и рентабельны для переработки. Хотя именно в накопленных отвалах горного производства содержатся неизвлечённые ценные компоненты редких и редкоземельных металлов. Сложность в том, что промышленные отвалы при переработке приравниваются к категории недр. Это значит, что компания-переработчик обязана будет платить те же налоги, что и при разработке месторождений, и плюс повторно за новое размещение остатков после переработки на тех же промышленных хвостохранилищах. Эксперты неоднократно комментировали в СМИ странную практику двойного налогообложения, которая мешает активному развитию вторичного использования ТМО.
Кроме значимого объёма разрешённых промышленных отходов, на неблагополучие экологической ситуации влияют сверхнормативные выбросы и различного рода экологические нарушения предприятий. Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, за прошлый год в стране зарегистрировали 9,3 тыс. административных правонарушений в области охраны окружающей среды. В сравнении с 2022 годом есть снижение, но количество административных дел по отдельным статьям экологического кодекса всё равно остаётся высоким. Например, в прошлом году в РК было заведено 208 дел о нарушении нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду и 379 дел о невыполнении экологических требований по управлению отходами.
По данным МЭПР РК, в прошлом году за экологические нарушения была приостановлена деятельность 31 компании. Среди них проекты по строительству нового отвала отходов ТОО «Казфосфат», обогатительной фабрики ТОО «Казахмыс», объектов ТОО «Феррум Фтор» и Shymkent Temir.
Всего по итогам проверок в прошлом году инспекционными службами выдано 628 предписаний об устранении нарушений. Наложено 2,1 тыс. штрафов на сумму 322,9 млрд тг. По данным на конец января 2024 года, из этой суммы взыскано только 3,5%, или 11,3 млрд тг. Среди наиболее крупных штрафов МЭПР РК называет денежные взыскания, наложенные на ТОО «Karabatan Utility Solutions» (7,2 млрд тг) и ТОО «Тенгизшевройл» (2,8 млрд тг). Первую компанию обвинили в сверхнормативном выбросе в атмосферу парниковых газов, вторую — в несанкционированных эмиссиях.
Согласно действующему экологическому законодательству, Казахстан идёт по пути ужесточения контроля над промышленными выбросами. Крупные предприятия обязывают самостоятельно устанавливать автоматизированные системы мониторинга и передавать данные о выбросах государству. До конца текущего года это должны сделать на 91 предприятии. Уже со следующего года в РК перейдут на выдачу комплексных экологических разрешений. В них будут указывать не только объёмы разрешённых выбросов, но и практики внедрения наилучших доступных технологий.