Как отмечает Счетный комитет, в отчетном периоде сохранена общая тенденция увеличения объема трансфертов, ежегодно выделяемых регионам из республиканского бюджета.
Так, в 2021 году их рост к уровню 2020 года составил 7% (с 4 300 до 4 584 млрд тенге). При этом такое увеличение фактически не решает в корне накопившиеся годами локальные проблемы на местах и не обеспечивает выравнивание уровня жизни населения.
Кроме того, по итогам анализа Счетного комитета отмечено, что в отчетном году большая часть инвестиционных проектов – 90% реализовалась за счет средств Национального фонда.
При этом, несмотря на увеличение числа новых проектов с началом реализации в 2021 году (1 117), сохраняются из года в год повторяющиеся риски их несвоевременного завершения (за 2021 год не завершено 64 проекта).
"Действующая система межбюджетных отношений, построенная по принципу централизованного распределения доходов и расходов регионам, в 2021 году не обеспечила эффективное выравнивание диспропорций между ними. Основная причина – это отсутствие эффективного решения многолетней проблемы в регулировании межбюджетных отношений.
За 2021 год разрыв по ВРП на душу населения (между наибольшим и наименьшим значением) достиг 11-кратного показателя. 10 из 17 регионов (58,8%) не преодолевают уровня среднереспубликанского показателя ВРП на душу населения (за 2021 год – 4 326,1 тыс. тенге). Это обусловлено тем, что в структуре ВРП значительная часть (более 50%) приходится на отрасли промышленности, в том числе горно-добывающей и обрабатывающей, а аграрный сектор экономики занимает всего лишь около 5%", - подчеркнули в СК.
Несмотря на снижение разрыва по сравнению с 2018-2019 годами с пиковыми значениями диспропорций, требуется продолжить работу по пересмотру проводимой региональной политики, ориентированной на межбюджетное выравнивание условий жизни на местах, а также методологии распределения доходов и расходов между регионами.
Динамика изменений соотношения объемов бюджетных изъятий у регионов-доноров с получаемыми ими обратно целевыми трансфертами также показывает на неравномерное их распределение, усугубляя ситуацию дальнейшего роста диспропорций.
Превышение объема поступлений в виде целевых трансфертов над бюджетными изъятиями в трехлетнем периоде составило 366,7 млрд тенге с ростом на 32%.
В течение 5 последних лет (2017-2021 годы) объем «обратных» трансфертов регионам-донорам вырос в 36 раз (с 4,2 до 151 млрд тенге). Тогда как трансферты дотационным регионам увеличились в 66 раз (с 0,7 до 49 млрд тенге).
В связи с этим, комитетом предлагается минимизировать финансовые потоки через постепенный отказ от бюджетных изъятий, обратных трансфертов, передачу целевых текущих трансфертов и целевых трансфертов на развитие в базу местных бюджетов.
Анализ финансовой устойчивости регионов показал в отчетном году динамику роста доли собственных доходов в структуре доходов местных бюджетов (45,6% против 41,3% в 2020 году).
При этом отмечено систематическое занижение на местах налоговой базы для получения большего объема трансфертов общего характера.
В 2021 году исполнение доходной части местных бюджетов превысило утвержденный план на 24,3% (порядка 800 млрд тенге), составив 4 трлн тенге при утвержденном плане в 3,2 трлн тенге.
"В целях исключения сложившихся обстоятельств назрела необходимость кардинального пересмотра методологических подходов по финансированию регионов.
При этом требуется четко регламентировать порядок взаимодействия отраслевых центральных государственных органов с местными исполнительными органами на предмет определения инструментов мониторинга показателей социально - экономического эффекта от реализации проектов и степени ответственности каждого в этом процессе", - говорится в заключении комитета.