В МИИР заявили, что отмена утильсбора, за которую выступают отдельные "эксперты" социальных сетей, приведет к повышению стоимости легковых, грузовых автомобилей и сельхозтехники, а не к их удешевлению. В ведомстве подробно остановились на нескольких пунктах данного вопроса:
1. Касательно финансирования частного бизнеса за счет утилизационного сбора. "Утверждение не соответствует действительности. Цель – экологическая. Введение утилизационного сбора направлено на организацию переработки морально и технически устаревшей техники, которой много накопилось в нашей стране", - говорится в разъяснений министерства. Это признанная международная практика. Отмечается, что в Казахстане с момента введения утильсбора в 2016 году на утилизацию сдано 156 764 автомобиля, вышедших из эксплуатации.
2. Касательно сокращения ввоза автомобилей из-за введения утильсбора. По данным МИИР, это утверждение также не соответствует действительности. По данным Комитета статистики МНЭ РК, за 11 месяцев 2016 года было импортировано 25 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 10,1 тыс. автомобилей. За 11 месяцев 2020 года было импортировано почти 36 тыс. автомобилей, произведено в Казахстане - 70 тыс. автомобилей. За 5 лет отечественное производство выросло в 7 раз.
3. Касательно удешевления автомобилей из-за отмены утильсбора. Утверждение, как отмечается, не соответствует действительности. "Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя", - поясняется в сообщении.
4. Касательно существования утильсбора для кабельно-проводниковой продукции. Утверждение не соответствует действительности. На кабельно-проводниковую продукцию утилизационный сбор не введен. Не распространяется он, по данным МИИР, на дорожно-строительную коммунальную технику, мототехнику и сельскохозяйственную технику (кроме колесных тракторов и комбайнов).
5. Касательно создания «эксклюзивных условий» по льготам для казахстанских машиностроителей и создания фейковых проектов машиностроения. Данная информация также не соответствует действительности. Отмечается, что в соответствии с Предпринимательским кодексом РК, любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки. Никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется.
6. Развитие отечественного машиностроения выгодно нашей стране. По данному вопросу в министерстве заявили, что правительство поддерживает отечественный автопром, потому что внедрение новых высокотехнологичных производств не просто создает новые рабочие места, но повышает компетенции казахстанских кадров, способствует накоплению ими опыта и профессионализма для будущего индустриального прорыва. По данным ведомства, каждое новое рабочее место в машиностроении приводит к открытии 5 рабочих мест в сопутствующих отраслях.
7. "Почему отечественные производители подвергаются нападкам? Нападки на отечественных производителей усиливаются на протяжении последних 5 лет. Потому что развитие казахстанского машиностроения создает конкуренцию на глобальном рынке и грозит определенным кругам серьезным снижением доходов. МИИР РК убедительно просит общественность и СМИ не поддаваться на провокации и не распространять информацию, не соответствующую действительности", - говорится в сообщении.