Как пишет издание, реформаторы возложили всю ответственность по созданию новых форм управления многоэтажками на простых собственников квартир, но при этом не пытаются научить их защищать общее имущество. Как выяснилось на последнем заседании общественного совета Алматы, представители районных управлений жилищной политики даже не знают о кондоминиуме.
Журналисты, как сообщается, в очередной раз убедились в том, что госорганы в южной столице заинтересованы лишь в количественных показателях жилищной реформы и практически не переживают о качестве ее исполнения. Их бурная деятельность направлена на решение проблем, которые можно было предотвратить, отмечает издание.
На заседании общественного совета эксперт Толеутай Жаббаров озвучил проблему. "Собственник имеет квартиру как зарегистрированную недвижимость. Однако если в многоэтажке не оформлен кондоминиум, то, значит, общедомовая собственность за этим жильцом не закреплена. Получается, если собственник квартиры юридически не владеет общедомовым имуществом, то и не обязан оплачивать расходы на его содержание. Сейчас ОСИ регистрируют без образования кондоминиума. А ведь это может привести к негативным последствиям" - сказал он.
Также, по словам эксперта, если потребитель не платит энерго-, тепло- или водоснабжающим организациям, то его могут отрезать от услуг, взыскать через суд долг уже по одному только общественному договору. А председатель КСК или ОСИ по закону не вправе подать в суд на собственника квартиры за то, что он не платит расходы на содержание дома, если дом не оформлен как кондоминиум. Однако, по данным издания, даже судьи закрывали глаза на этот факт и выносили решения в пользу председателя КСК, не потрудившегося оформить кондоминиум.
"Кондоминиум - это форма собственности общего имущества. ОСИ - форма управления многоквартирным домом. При создании ОСИ регистрация объекта кондоминиума особой роли не играет. Форма управления и форма собственности друг другу не мешают. То есть департаменты юстиции при регистрации ОСИ как юрлиц не смотрят, оформлен кондоминиум или нет. Если протоколы соответствуют законодательству, кворум соблюден, то уже создают ОСИ", - разъяснил главный специалист городского управления жилищной политики Дастан Маусымбаев.
Однако Жаббаров ответил, что в рамках деятельности ОСИ необходимы сбор взносов для содержания общего имущества. Так требует закон. "А если за жителем не закреплена эта собственность в виде кондоминиума, как можно собирать деньги? Это пробел в законе, противоречие. Пока за жильцом юридически не закреплено право на владение общим имуществом, то он и не обязан платить", - сказал он.
Издание поясняет, что в обновленном законе, везде, где стоят слова "общее имущество", рядом значится и "объект кондоминиума": "общее имущество объекта кондоминиума". Эти понятия неразделимы. Получается, де-юре нет кондоминиума - нет и имущества.
Между тем, согласно Гражданскому кодексу, за содержание общего имущества платят не участники кондоминиума, а именно собственники помещений (квартир) дома. Это отдельно прописано в статьях 188, 189 ГК. Кто является собственником, с того потом и взыскивают в суде долги.
"По новому закону кондоминиум в новых домах регистрирует застройщик сразу после сдачи их в эксплуатацию. Но в старых домах кондоминиум - это ответственность жителей. Два собственника квартир могут обратиться в "Правительство для граждан" и сделать это", - отметил Маусымбаев.
Но, по словам одного из представителей нового органа управления жилого комплекса, застройщики часто нарушают закон и не регистрируют сами кондоминиум, а когда это попытались сделать собственники квартир, им власти отказали целых 6 раз.
Журналисты отмечают, что на заседании ни один представитель районных акиматов не смог сказать о кондоминиумах хоть что-либо внятное и полезное.