RSS лента

Иран, Россия и Турция приняли совместное заявление по Сирии в Астане

  • 12.11.2024, 16:12,
  • 407
  • 0
  • Автор:
Автор фото: Telegram-канал Министерства иностранных дел РК

Совместное заявление 3 стран по итогам переговоров по ситуации в Сирии содержит 24 пункта. В том числе, стороны договорились вновь встретиться в Астане в 2025 году по данному вопросу, передает Turantimes.kz со ссылкой на сайт Министерства иностранных дел РК. 

11-12 ноября в Казахстане состоялась 22-ая Международная встреча по Сирии в «Астанинском формате». По итогам встречи Ираном, Россией и Турцией было принято совместное заявление. МИД РК опубликовал полный текст документа: 


Совместное заявление представителей Ирана, России и Турции по итогам 22-й Международной встречи по Сирии

в «Астанинском формате»

(г. Астана, 11–12 ноября 2024 года)

 

Представители Исламской Республики Иран, Российской Федерации и Турецкой Республики как стран-гарантов «Астанинского формата»:


1. Рассмотрели развитие ситуации в мире и в регионе и подчеркнули ведущую роль «Астанинского процесса» в продвижении устойчивого урегулирования сирийского кризиса.


2. Выразили решительное осуждение и глубокую озабоченность в связи с продолжающимися массовыми убийствами и преступными нападениями Израиля в Газе, а также израильской агрессией в Ливане и на Западном берегу реки Иордан. Призвали международное сообщество, в частности Совет Безопасности ООН (СБ ООН), обеспечить немедленное и постоянное прекращение огня и беспрепятственный гуманитарный доступ в Газу.


Призвали к немедленному прекращению огня в Ливане, подчеркнули важность выполнения резолюции 1701(2006) Совета Безопасности ООН и вновь заявили о необходимости безотлагательной гуманитарной помощи Ливану, пострадавшему от массовых жертв среди гражданского населения и серьезных разрушений гражданской инфраструктуры. Выразили серьезную озабоченность по поводу преднамеренных нападений на ВСООНЛ со стороны израильских вооруженных сил. Подчеркнули усилия Правительства Сирийской Арабской Республики по приему на сирийской территории сотен тысяч вынужденных переселенцев из Ливана. Договорились продолжить консультации по предотвращению негативных побочных эффектов этих действий Израиля в регионе в целом.


3. Признали негативное влияние эскалации насилия на Ближнем Востоке на ситуацию в Сирийской Арабской Республике. Подчеркнули настоятельную необходимость для Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), агентств ООН и всех гуманитарных организаций разработать меры экстренного реагирования для тех, кто был вынужден перебраться из Ливана на территорию Сирии после эскалации боевых действий в Ливане.


Осудили все военные удары Израиля в Сирии. Сочли эти действия нарушающими международное право, международное гуманитарное право, суверенитет и территориальную целостность Сирии, признали их дестабилизирующими и усугубляющими напряженность в регионе и призвали к прекращению этих атак.


Выразили серьезную озабоченность в связи с расширением конфликта во всем регионе со стороны Израиля и осудили его удары по консульскому отделу Посольства Ирана в Дамаске 1 апреля 2024 года и по иранской территории.


Подтвердили необходимость уважать общепризнанные международно-правовые решения, включая положения соответствующих резолюций ООН, отвергающих оккупацию сирийских Голан, прежде всего резолюции 242 и 497 Совета Безопасности ООН, особенно ввиду того, что решения и шаги Израиля в этой связи считаются недействительными и не имеющими законной силы.


4. Подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава ООН и подчеркнули, что эти принципы подлежат всеобщему соблюдению и уважению.


5. Подчеркнули необходимость активизации усилий по обеспечению стабильности и созданию благоприятных условий для преодоления последствий десятилетнего кризиса в Сирийской Арабской Республике.


6. Подчеркнули важность продолжения усилий по восстановлению отношений между Турцией и Сирией на основе взаимоуважения, доброй воли и добрососедства в целях борьбы с терроризмом, создания надлежащих условий для безопасного, добровольного и достойного возвращения сирийцев при участии Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), активизации политического процесса и обеспечения беспрепятственного поступления гуманитарной помощи всем сирийцам. Подтвердили важность возобновления контактов между Турцией и Сирией противоречий на основе строгой приверженности принципам уважения единства, территориальной целостности и суверенитета обеих стран.


Приветствовали усилия России, Ирана, Сирии и Турции в рамках четырехстороннего формата во исполнение договоренностей, достигнутых на организованных в Москве встречах министров обороны 25 апреля 2023 года и министров иностранных дел 10 мая 2023 года. Подчеркнули важность возобновления контактов в данном формате.


7. Выразили решимость продолжать взаимодействие в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях и противостояния сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии и угрожающим национальной безопасности соседних стран, включая трансграничные атаки и инфильтрацию. Осудили действия террористических группировок, включая недавнее террористическое нападение на здание TUSAŞ в Анкаре 23 октября 2024 года, а также связанных с ними структур, действующих под разными названиями в различных частях Сирии, включая нападения на гражданские объекты, которые приводят к жертвам среди мирных жителей. Подчеркнули необходимость полного выполнения всех имеющихся договоренностей, касающихся севера Сирии.


8. Подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и подчеркнули необходимость поддержания спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех имеющихся соглашений по Идлибу. Подчеркнули важность предотвращения любой подрывной деятельности третьих сторон, которая может еще больше дестабилизировать ситуацию.


Выразили серьезную обеспокоенность присутствием и действиями террористических групп, которые угрожают мирным жителям внутри Идлибской зоны деэскалации и за ее пределами. Договорились прилагать дальнейшие усилия для обеспечения устойчивой нормализации ситуации в Идлибской зоне деэскалации и вокруг нее, включая гуманитарную ситуацию.


9. Обсудили ситуацию на северо-востоке Сирийской Арабской Республики и согласились, что достижение постоянной безопасности и стабильности в этом регионе возможно только на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности этой страны. Отвергли все попытки создать новые реалии «на земле», включая незаконные инициативы по самоуправлению на северо-востоке Сирии под предлогом борьбы с терроризмом, а также незаконную инициативу по проведению местных выборов. Подтвердили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв единства Сирии и угрожающим национальной безопасности соседних стран, в том числе посредством трансграничных атак и инфильтрации, среди прочего, с запада от Евфрата.


10. Вновь выразили неприятие продолжающихся незаконного захвата и передачи нефтяных и других ресурсов, которые должны принадлежать Сирии. Подчеркнули негативное влияние данных факторов, а также односторонних санкций на экономическую ситуацию в Сирии.


11. Осудили действия поддерживающих терроризм стран, подрывающие единство сирийского государства.


12. Выразили серьезную обеспокоенность относительно всех форм притеснений со стороны сепаратистских группировок в отношении гражданского населения к востоку от Евфрата, что провоцирует боестолкновения с арабскими племенами в регионе, в том числе насильственного призыва на военную службу, подавления мирных демонстраций, дискриминационных практик и навязывания учебных программ в области образования, а также ограничений в отношении политических деятелей, журналистов, права на собрание и свободу передвижения. Призвали международное сообщество, в частности ООН, обнародовать информацию об этих нарушениях.


13. Осудили любую деятельность любой страны по поддержке террористических и сепаратистских устремлений отдельных этно-конфессиональных групп населения и их вооружению.


14. Выразили убеждение, что в Сирии не может быть военного решения, и подтвердили свою приверженность продвижению жизнеспособного и долгосрочного политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.


15. Подчеркнули важную роль сирийского Конституционного комитета, созданного при решающем вкладе стран-гарантов «Астанинского формата» во исполнение решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи, в процессе продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике. Призвали к скорейшему возобновлению его деятельности и проведению девятой сессии его Редакционной комиссии при конструктивном подходе сирийских сторон. В связи с этим подтвердили свою решимость оказывать поддержку работе Комитета путем постоянного взаимодействия с его сирийскими сторонами-участниками и спецпосланником Генерального секретаря ООН по Сирии Гейром Педерсеном в качестве содействующего лица для обеспечения устойчивой и эффективной работы Комитета.


Подчеркнули необходимость осуществления Конституционным комитетом своей деятельности без каких-либо бюрократических и логистических препятствий. Призвали срочно обеспечить все необходимые условия для беспрепятственной работы Комитета, включая решение проблемы с подбором соответствующей площадки.


Высказали убежденность, что в своей работе Конституционный комитет должен соблюдать круг полномочий и основные правила процедуры, с тем чтобы Комитет мог осуществить свой мандат по подготовке и разработке конституционной реформы.


16. Выразили серьезную озабоченность в связи с гуманитарной ситуацией в Сирии. Отвергли все односторонние санкции, оказывающие на нее негативное влияние и нарушающие международное право, международное гуманитарное право и Устав ООН, включая все избирательные меры и изъятия в отношении конкретных районов Сирии, которые могут привести к распаду страны, способствуя реализации сепаратистских планов.


Отметили в связи с этим выводы опубликованного в июле 2024 года доклада Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА) «Динамика и непреднамеренные последствия односторонних принудительных мер против Сирийской Арабской Республики» (Dynamics and Unintended Effects of Unilateral Coercive Measures against the Syrian Arab Republic) о последствиях односторонних санкций, а также предварительные заключения Специального докладчика Совета по правам человека ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Елены Довгань по итогам визита в Сирию в 2023 года, в которых зафиксированы однозначные заключения о необходимости снятия односторонних ограничений.


17. Подчеркнули важность продолжения оказания и увеличения объема гуманитарной помощи Сирии в соответствии с нормами международного права и резолюцией 46/182 Генеральной Ассамблеи ООН. Призвали обеспечить необходимое донорское финансирование для гуманитарного содействия всем сирийцам с учетом повышенного риска нехватки продовольствия из-за сокращения числа программ помощи, реализуемых по линии ВПП, в связи с бюджетными ограничениями.


Обратили особое внимание на решение Правительства Сирийской Арабской Республики о продлении разрешений гуманитарным агентствам ООН на использование пограничных переходов «Баб аль-Хава», «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи» на границе с Турцией. Подчеркнули важность продолжения бесперебойной поставки гуманитарной помощи всем сирийцам через утвержденные ООН процедуры, включая предоставление помощи ООН на северо-запад Сирии через границу и линии соприкосновения.


Подчеркнули необходимость устранения препятствий и увеличения гуманитарного содействия всем сирийцам по всей стране без дискриминации, политизации или выдвижения предварительных условий.


18. В целях содействия улучшению гуманитарной ситуации Сирии и прогресса в процессе политического урегулирования призвали международное сообщество, ООН и ее гуманитарные агентства наращивать помощь всем сирийцам через реализацию проектов скорейшего восстановления и повышения устойчивости, включая восстановление объектов базовой инфраструктуры – объектов водо- и электроснабжения, санитарии, здравоохранения и образования, школ, больниц, а также проектов гуманитарного разминирования в соответствии с нормами международного гуманитарного права.


19. Подчеркнули необходимость содействия безопасному, достойному и добровольному возвращению беженцев и ВПЛ в места их проживания в Сирии и обеспечению их права на возвращение и права на поддержку. Призвали международное сообщество оказывать необходимую помощь сирийским беженцам и ВПЛ и подтвердили готовность продолжать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, включая Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) и другие специализированные международные организации. Отметили важность продолжения работы по созданию в Сирии необходимых условий для добровольного и достойного возвращения беженцев при осуществлении более интенсивной поддержки усилий по скорейшему восстановлению.


20. Подтвердили свою решимость продолжать операции по взаимному освобождению задержанных/похищенных в рамках Рабочей группы по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести, которая является уникальным механизмом, подтвердившим свою востребованность и эффективность в деле установления доверия между сирийскими сторонами. Решили нарастить совместные усилия по обеспечению освобождения задержанных/похищенных лиц. Сошлись во мнении относительно необходимости расширения деятельности Рабочей группы за счет рассмотрения вопросов передачи тел погибших и установления личностей пропавших без вести. Приветствовали стремление по активизации мероприятий в рамках работы Группы.


21. Приветствовали участие делегаций Иордании, Ирака и Ливана в качестве наблюдателей «Астанинского формата», а также представителей ООН и МККК.


22. Выразили искреннюю признательность казахстанским властям за проведение 22-й Международной встречи по Сирии в Астане.


Выделили особую роль казахстанской стороны как страны-хозяйки мероприятий Международных встреч по Сирии, которая стояла у истоков «Астанинского процесса» и неизменно предоставляла свою площадку и обеспечивала гостеприимство для успешного функционирования данного уникального многостороннего механизма.


23. Отметили закрепленную в итоговом заявлении трехстороннего саммита 19 июля 2022 года договоренность организовать встречу на высшем уровне в Российской Федерации.


24. Договорились провести 23-ю Международную встречу по Сирии в Астане в первой половине 2025 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости