Как было отмечено в ходе заседания Сената, целями инициированного депутатами Парламента Закона является дальнейшее совершенствование судебной системы путем выработки соответствующих законодательных механизмов, направленных на усиление правовых гарантий реализации права на судебную защиту и повышение качества отправления правосудия, профессионализма судейского корпуса и их ответственности.
Задачами Закона являются реформирование судебной системы и совершенствование процессуального законодательства. Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК» (Конституционный закон), принятый в июне текущего года, предусматривает создание самостоятельных кассационных судов и их полномочия по рассмотрению судебных актов.
В этой связи Законом предусматриваются поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК), Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), а также в ряд других законов.
Законом предлагается исключить предварительное рассмотрение дел в кассационной инстанции по гражданским и уголовным делам.
С целью упрощения правил обращения в кассационную инстанцию, ходатайство о пересмотре судебных актов, подаваемое гражданами по уголовным и гражданским делам изменено на кассационную жалобу.
В связи с исключением предварительного рассмотрения дел в кассационной инстанции пересмотрены сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел в суде кассационной инстанции, по аналогии с административными делами (АППК), то есть в разумные сроки, но не более 6 месяцев.
Для расширения доступа в кассационную инстанцию с 1 июля 2027 года будут исключены ограничения по спорам, связанным с имущественными интересами физических лиц при сумме иска менее 2 тыс. МРП и юридических лиц при сумме иска менее 30 тыс. МРП, а также по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести.
Помимо Генерального Прокурора предоставляется также право его заместителям, Главному военному, Главному транспортному прокурору по внесению протестов в кассационную инстанцию.
В связи с созданием самостоятельных кассационных судов в УПК, ГПК и АППК введены новые главы, регламентирующие порядок пересмотра Верховным Судом вступивших в законную силу судебных актов после их рассмотрения в кассационной инстанцией.
Кроме того, дела в Верховном Суде могут быть пересмотрены в исключительных случаях по представлению судьи Верховного Суда или протесту Генерального Прокурора.
В целях стабильности процессуальных отношений в вопросе вынесения судебного акта в ГПК восстановлен институт «совещательной комнаты и ее тайны», а также для недопущения ограничений прав граждан на защиту исключены нормы, позволяющие в случае неявки лиц, участвующих в деле, не производить оглашение принятого судом решения.
Для оперативности рассмотрения гражданских дел о признании организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан, сокращены сроки рассмотрения таких дел с 1 месяца до 10 рабочих дней.
По аналогии с гражданскими делами предлагается внедрить экстерриториальную подсудность по административным делам по выбору истца, где ответчиком является административный орган.
Судебные акты по административным делам будут вступать в законную силу после апелляционного обжалования. Сейчас они вступают в законную силу после кассационного обжалования.
В Закон «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» внесены поправки, направленные на приведение в соответствие с нормами Конституционного закона, связанные с совершенствованием работы Судебного жюри в связи с введением нового механизма проверки каждого отмененного судебного акта, при вынесении которого судьей было допущено грубое нарушение законности.
В Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» вводится запрет на использование материалов оперативно-розыскной деятельности для привлечения судей к дисциплинарной ответственности в обход установленных процедур уголовного процесса.
В Законе «О государственной службе» предлагается из перечня должностей, допущенных к занятию без проведения конкурса административных государственных должностей корпуса «Б» по согласованию с уполномоченным органом исключить заместителя руководителя Судебной администрации, а также заместителя руководителя Аппарата Высшего Судебного Совета. Связано это с тем, что с января 2023 года руководство Судебной администрации являются политическими государственными служащими, а заместитель руководителя Аппарата Высшего Судебного Совета отнесен к категории административных государственных должностей корпуса «А».
Кроме того, предлагается исключить должность Секретаря Высшего Судебного Совета – руководителя Аппарата из перечня лиц, оцениваемых Председателем Высшего Судебного Совета, так как его должность отнесена к категории политических госслужащих.
В Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закупок и исключения излишней законодательной регламентации» внесены поправки, направленные на исключение противоречий отдельных положений Закона.
В целом Законом предлагается внесение изменений и дополнений в 9 законодательных актов, в том числе в 3 кодекса и 6 законов.