Как отметил председатель ВАП Алихан Смаилов, аудит показал, что в стране действует множество инструментов поддержки бизнеса, но разрозненная система, отсутствие единой методологии оценки и слабая межведомственная координация существенно снижают эффективность этих мер.
По расчетам проверки, объем государственной поддержки предпринимателей за последние шесть лет, без учета налоговых льгот и преференций, составил около 4,5 трлн тенге. При этом 90% средств приходится всего на пять инструментов: субсидирование расходов и ставок по кредитам, закуп гарантированного объема товаров, кредитование и лизинг.
Служба «Baqylauda», создававшаяся как цифровая платформа для господдержки, оказалась далека от выполнения этой функции: не все операторы и госорганы вносят данные, а имеющиеся сведения не всегда проверены. Кроме того, Реестр мер поддержки Миннацэкономики не охватывает все предусмотренные законом инструменты и содержит устаревшую информацию.
Аудит также показал, что акцент при оценке эффективности делается на количественные показатели — рабочие места и налоговые поступления, тогда как реальные экономические эффекты, такие как рост производства, добавленной стоимости и финансовой устойчивости бизнеса, остаются без учета.
Разрозненность системы приводит к произвольной оценке работы операторов, установлению лишних требований для предпринимателей и предоставлению поддержки проектам, не соответствующим условиям льготного финансирования. В качестве примера ВАП привела инструменты «Мен кәсіпкер» и «Деловые связи» НПП «Атамекен», где допускались несоответствующие критериям субъекты, а отдельные компании получали поддержку при низком кредитном рейтинге.
«Все это сужает доступность мер для широкого круга предпринимателей и снижает их реальную эффективность», — подчеркнул Алихан Смаилов.

