В аэропортах трех городов, Алматы, Кызылорды и Шымкента, в следующем году завершат строительство новых пассажирских терминалов. Привлекли на это более 150 млрд тенге частных инвестиций. Ожидается, что по итогам реализации данных проектов пропускная способность воздушной гавани Алматы увеличится в 5 раз, аэропорта Кызылорды – в 6 раз и шымкентского – в 7 раз.
В 2024 году инвестор из ОАЭ приступит к реконструкции взлетно-посадочной полосы столичного аэропорта за счет собственных средств. Это одна из первоочередных задач, поставленных перед новой управляющей компанией, подчеркнул министр.
В соответствии с поручением Главы государства начнутся и работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Павлодара, рулежной полосы и перрона воздушной гавани Балхаша.
Ведомством проводится комплексная работа по привлечению частных инвесторов, обладающих необходимыми компетенциями и капиталом, для создания мультимодальных центров в аэропортах страны.
Так, инвестор планирует модернизировать взлетно-посадочную полосу карагандинского аэропорта и оснастить его необходимой спецтехникой. Ведутся переговоры по передаче аэропортов Актобе, Туркестана и Кызылорды в доверительное управление крупным глобальным инвесторам, имеющим опыт в этой сфере. В общей сложности на данные работы привлекаются $2,4 млрд частных инвестиций, в том числе иностранных, сообщил М. Карабаев.
В целом в отрасли в этом году наблюдается положительная динамика: за 11 месяцев отечественными авиакомпаниями перевезено 12,3 млн пассажиров (на 23% больше, чем в прошлом году). Планируется, что итогам 2023 года этот показатель вырастет до 13 млн пассажиров.
Объем оказанных аэропортами услуг увеличился на 25%, до 24 млн пассажиров. Значительный рост наблюдается в Алматы и Астане, где в этом году зафиксировано рекордное обслуживание пассажиров: 9 млн и 7 млн соответственно. До 130 тысяч тонн увеличился и объем обработанных грузов в аэропортах, показатель вырос на 16%.
В целях развития наземной инфраструктуры аэропортов и дальнейшего повышения транзитного потенциала страны работа будет вестись по трем направлениям:
-
обеспечение авиатопливом;
-
модернизация спецтехники и оборудования;
-
повышение безопасности полетов на прилегающей территории аэропортов.
Марат Карабаев отметил, что в настоящее время дефицит авиатоплива в стране составляет около 300 тыс. тонн в год. Этот объем планируется восполнить, увеличив импорт. На сегодняшний день топливозаправочный комплекс аэропорта Алматы проходит модернизацию и с июня 2024 года переходит на использование авиатоплива JET A-1.
Министр подчеркнул, что переориентация производства отечественных заводов на производство данного топлива не приведет к значительному увеличению объемов. Кроме того, необходимы значительные средства для доставки инфраструктуры всех аэропортов на прием JET A-1. Поэтому аэропорты с учетом своих возможностей будут последовательно переходить на использование данной марки, в зависимости от потребностей.
В целях исключения посреднических структур, влияющих на конечную стоимость продукции, ведомством прорабатывается возможность прямых закупок импортного авиатоплива у иностранных нефтеперерабатывающих заводов.
Уровень износа спецтехники и оборудования аэропортов на сегодня составляет 50%. В ближайшее время необходимо обновить 230 единиц техники и решить важный вопрос приобретения инвалидных колясок и амбулифтов для маломобильных пассажиров. Финансирование проектов будет осуществляться за счет собственных средств или льготного кредитования частных аэропортов. Для государственных совместно с Министерством финансов прорабатывается выделение средств из бюджета.
Рассмотрели на заседании и ситуацию с незаконным распределением мест вблизи аэропортов, что продолжает оставаться угрозой безопасности полетов.
«В текущем году приняты законодательные изменения, исключающие появление новых объектов на территории аэропорта. В этой связи акиматам необходимо обратить особое внимание на недопущение незаконного строительства на территории вокруг аэропорта и принять меры по возврату государству ранее предоставленных земельных участков», — подчеркнул М. Карабаев.
Внутренние авиаперевозки в стране осуществляют 5 отечественных компаний. Сейчас в неделю они выполняют 644 рейса, это на 7% больше, чем в прошлом году. Для обеспечения населения доступными воздушными перевозками и развития внутреннего туризма в стране применяются механизмы субсидирования авиамаршрутов. В текущем году из республиканского бюджета на субсидирование 23 авиамаршрутов в 9 областях выделено 6,9 млрд тенге. На следующий год сумма увеличивается и составит 8,2 млрд тенге.
«В рамках международных воздушных перевозок в настоящее время выполняются рейсы в 110 направлениях и в 28 стран. За последние два года открыто 32 международных авиамаршрута в Милан, Доху, Абу-Даби, Эль-Кувейт и другие города. В 2024-2025 годы будут запущены рейсы в Мумбаи, Токио, Сингапур, Шанхай и Нью-Йорк», — сообщил глава ведомства.
Шести иностранным авиакомпаниям в этом году выдали разрешения на полеты в Казахстан. Кроме того, внесены поправки в режим «открытого неба»: все ограничения на использование пятой степени «свободы воздуха» сняты.
С 14 марта следующего года крупнейшая азиатская компания «Air Asia» приступит к выполнению рейсов в направлении Алматы-Куала-Лумпур. В дальнейшем лоукостер планирует выполнять полеты с использованием пятой степени «свободы воздуха» в Джидду. Подчеркнуто, что все это усилит конкуренцию на рынке и повысит доступность билетов.
Пополняется и авиапарк отечественных компаний: в текущем году ими приобретено 10 воздушных судов. В результате общая вместимость увеличилась на 26%, составив 15,2 тысяч мест. В рамках подписанных договоров до конца 2025 года воздушный парк будет дополнен еще 25 единицами и составит 124 самолета. При этом количество мест увеличится на 32%. Ожидается, что все это будет способствовать снижению стоимости авиабилетов и уровня задержек авиарейсов. Также в сегменте грузовых перевозок создаются три новых авиаперевозчика.
Для развития малой авиации за счет бюджетных средств модернизированы взлетно-посадочные полосы в аэропортах Балхаша, Ушарала, где также построен новый аэровокзал, и Урджара. Государством на сегодня субсидируются рейсы в маломощные аэропорты. В ближайшие 2-3 года планируется модернизация аэропортов Балхаша и Урджара, в том числе прорабатывается вопрос строительства воздушных гаваней в Каркаралы, Улытау, Зайсане и Катон-Карагае.
Рассказал министр и о ситуации с подготовкой кадров. В настоящее время в отечественной авиации насчитывается около 20 тысяч человек. Ежегодная потребность в дополнительных кадрах составляет 600 специалистов.
«В стране на сегодня действует единственное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по всей Центральной Азии. Однако выпускники Академии не востребованы по причине несоответствия международным требованиям, в связи с чем основные авиационные предприятия вынуждены самостоятельно готовить кадры. Для решения проблемы и повышения уровня спроса наших студентов прорабатывается подготовка кадров в соответствии с европейскими стандартами EASA с привлечением стратегического партнера из Франции», — проинформировал Марат Карабаев.
Подытоживая свое выступление, министр заявил, что будут приняты своевременные меры по обеспечению авиатопливом, созданию мультимодальных хабов, повышению доступности авиаперевозок и пополнению парка воздушных судов. Запланировано в ближайшие 6 лет увеличить число пассажиров как минимум вдвое, а объемы обработанного груза – в 8 раз.