По словам Армана Оразалиева, интернет-мошенничества бывают нескольких видов. Треть таких преступлений совершены при онлайн-торговле. Спикер пояснил, что, как правило, мошенники размещают объявления на известных сайтах и в социальных сетях. Они указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату.
Он дал несколько рекомендаций как не стать жертвой мошенников при онлайн торговле:
- всегда необходимо пользоваться проверенными сайтами объявлений,
- следует договориться об оплате только после получения товара,
- необходимо убедиться в наличии товара, в том числе путем видеозвонка,
- если продавец находится в другом городе, желательно попросить своих знакомых или родственников получить и переслать товар.
Еще один вид интернет-мошенничества - привлечение различных якобы вложений и инвестиций. "Граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому преумножению денег, несмотря на их сомнительность и непрозрачность. За год жертвами таких схем стали 1 750 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. Более того, в ряде случаев для этих целей оформляли на себя кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений", - отметил заместитель начальника Департамента криминальной полиции.
Он пояснил, что мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми "менеджерами" и "брокерами" проходит в онлайн-режиме, в том числе через мессенджеры.
В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов. К примеру, 16 января в полицию обратилась жительница столицы, которая потеряла 20 млн тенге, вложив их в несуществующую инвестиционную компанию. Для этих целей она даже продала свою квартиру. Как правило, основной причиной в таких случаях является интернет-реклама на сайтах, которые находятся на зарубежных технических площадках. Поэтому, прежде чем решиться на вложения, необходимо обратиться к официальным представителям компаний, услуги которых рекламируются в интернете. При этом не нужно следовать телефонным инструкциям неизвестных лиц, которые звонят и убеждают сделать инвестиции.
Следующий распространенный способ – это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных органов. Указанным способом с начала года совершено более 3,5 тыс. мошенничеств. В таких случаях мошенники активно используют специальные сервисы по подмене абонентского номера. С помощью установленной программы подлинный абонентский номер меняется на другой. Мошенники сообщают о якобы подозрительных операциях на счете либо попытке оформления кредита и проводимой спецоперации по задержанию недобросовестных работников банка.
Для обеспечения сохранности денег, граждан убеждают перевести деньги со счета либо депозита на так называемый безопасный "страховой" счет, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег.
В 3 тыс. случаях на граждан оформлялись онлайн-займы в банках и микрокредитных организациях. Здесь также использовались методы социальной инженерии.
Граждане, под убеждением мошенников, под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа, а также сообщали поступающие из банков коды СМС-уведомлений. Таким образом мошенники и сами граждане обходят все меры безопасности, используемые банками.
В некоторых случаях закладывалось либо продавалось имеющееся имущество (квартира, автотранспорт), а вырученные деньги уходили на счета мошенников. "Хочу отметить, что сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецопераций по телефону", - подчеркнул спикер.