Беспорядки в январе 2022 года в Казахстане начались с мирных митингов. Простые казахстанцы, выражавшие недовольство повышением цен на газ, вышли на площади с конкретными и понятными требованиями к властям. Правительство отреагировало на данные демонстрации решением установить предельные цены на газ и вернуть их к прежним порогам.
Так было только в первые дни: граждане, не имея цели разрушать все вокруг, а лишь выразить свою позицию, собирались на улицах без какого-либо заготовленного сценария, по своему волеизъявлению, и озвучивали свои требования. Но ситуацией воспользовались те, кто преследовал свои личные интересы, подготовившись к этому заранее. Часть "старых" элит решила, что пришло их время. Они долго готовились к этому перевороту, вкладывали деньги, радикализировали сторонников, тренировали бойцов, подкупали преступников и провокаторов, завлекали в свои сети руководителей силовых структур. Они пытались провести классический "дворцовый переворот"". Народ в этом заговоре не участвовал. Людьми на улицах лишь пытались манипулировать, чтобы использовать их как "мясо" и "щит".
Это и есть главное отличие от известных всем цветных революций, которые возникали стихийно, никем не планировались. Их единственной целью было полностью снести государственную инфраструктуру и построить что-то новое.
Митинги в январе были намеренно повернуты в другое русло и переросли в беспорядки, массовые погромы, мародерство. Однако весь этот хаос был четко спланирован и срежиссирован. Подготовленные боевики знали, как захватывать оружейные магазины, атаковать государственные объекты, наводить страх и наносить урон всему на своем пути. Это потребовало от президента Касым-Жомарта Токаева молниеносных, решительных действий.
Глава государства заявил, что страна подверглась террористической атаке и ей нужна международная помощь в отражении этого нападения и в обеспечении своей безопасности. Вместе с тем, в поиске причин январской трагедии Токаев не стал все валить на во всем обвинять заговорщиков, он также увидел накопившуюся в обществе усталость от отсутствия социальной справедливости.
Именно по этой причине Президент после январской трагедии не стал "закручивать гайки" и усугблять положение в стране, а продолжил политические и экономические реформы.
В марте 2022 года года он обратился с внеочередным посланием к народу Казахстана, в котором заявил об отходе от суперпрезидентской модели правления. Он сократил полномочия главы государства с двух сроков по пять лет до одного семилетнего, а также поручил правительству передать компетенции и ответственности от всего кабмина каждому конкретному министру.
"Важный урок "Трагического января" состоит и в том, что концентрация полномочий в руках высшего должностного лица в государстве неоправданно усиливает влияние приближенных к нему лиц и финансово-олигархических групп. И они воспринимают государство как личную вотчину. Непотизм, в какой бы стране он ни был, неизбежно приводит к отрицательной кадровой селекции, становится благодатной почвой для расцвета коррупции", - отметил Глава государства.
В сентябрьском послании Токаев объявил о досрочных выборах президента и парламента, а также об единоразовой амнистии для рядовых участников январских событий.
После Токаев объявил о предстоящей "перезагрузке" политической системы страны. Он выразил уверенность, что таким образом в республике "укоренится идеология солидарности и взаимной ответственности за настоящее и будущее".
В реформах прослеживается последовательное развитие Казахстана, которому следует придерживаться не революционных, а эволюционных перемен, ведь революции откатывают государство в развитии на несколько десятилетий назад.