Несмотря на увеличение продолжительности жизни населения, демографических показателей и развитие медицины в целом, система управления кадровыми ресурсами в области здравоохранения имеет ряд проблем и недостатков.
В программных документах Министерства здравоохранения не уделяется должное внимание вопросам кадрового обеспечения системы здравоохранения, отсутствует должная увязка бюджетного финансирования с показателями результатов.
Министерством здравоохранения не реализованы возложенные законодательством функции по созданию Национальной системы учета кадровых ресурсов, направленной на персонифицированный учет и непрерывное профессиональное развитие работников здравоохранения.
За последние 5 лет общий дефицит медицинских кадров увеличился в 2 раза и достиг 23,1 тысяч единиц. При этом покрытие дефицита осуществляется путем совмещения должностей медицинскими специалистами, коэффициент которого варьируется от 1,4 до 2 единиц на одну должность, что приводит к высокой нагрузке на работников системы здравоохранения и оказывает негативное влияние на качество оказываемой медицинской помощи.
За период 2020 – 2021 годы количество жалоб на медицинских работников и организации здравоохранения увеличилось более чем в 2 раза.
Отсутствие разработанных Министерством здравоохранения профессиональных стандартов приводит к возможности получения разрешительных документов, дающих право на занятие клинической деятельностью без должной оценки уровня знаний и профессиональной подготовленности специалистов.
Высшими учебными заведениями не на должном уровне реализуется расширение программ академической мобильности с акцентом на интернатуру и резидентуру, внедрение технологий межпрофессионального и мультидисциплинарного подходов в подготовке кадров, ранней клинической профилизации.
Несмотря на требования законодательства, средства республиканского бюджета для размещения государственного заказа направляются учебным организациям, не имеющим аккредитованные клинические базы.
Переход учебных заведений с формата акционерных обществ в формат некоммерческих акционерных обществ (НАО) без должной проработки нормативной базы корпоративного управления не дал должного эффекта.
НЦЭЛС затрачены средства в сумме 726,3 млн. тенге на приобретение недоработанного и неработоспособного программного обеспечения, которое не используется в производственной деятельности и предусмотрено к списанию.
Имеют место факты утверждения НЦЭЛС размеров предельных цен на лекарственные средства – аналоги (генерики), превышающих цены оригинальных лекарственных средств.
Всего по результатам государственного аудита Счетным комитетом установлены финансовые нарушения в сумме 5 825,6 млн тенге (из них нарушения при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности – 5 058,0 млн тенге), неэффективное планирование и неэффективное использование бюджетных средств – 7 541,8 млн тенге, возможные потери и упущенные выгоды – 61,2 млн тенге, а также 151 процедурное нарушение.
По всем установленным недостаткам и нарушениям Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству, поручения уполномоченным государственным органам, а также объектам аудита.